Норвегия 2008 Хотелось в Исландию. Давно. Гейзеры-вулканы, ледники-киты-скалы. А еще раньше хотелось на Камчатку по той же причине. Норвегия оказалась ближе и, как мерещилось, дешевле (вот тут вспоминается вся народная мудрость про скупой платит дважды, сэкономишь на копейку, потратишь на рубль и прочая другая.) Вулканов, правда, сразу не обещали с гейзерами. Но, что мы вулканов не видали? Как всегда все было впритык, в обрез, последний момент в уходящий поезд, улетевший самолет. Загранпаспорт у меня заканчивался в июне, у Дашки в мае, и мы этим озаботились заранее, заплатили деньги, чтобы быстро и без езды туда-сюда. В результате все-равно пришлось ездить, потому как паспорт был биометрический, не очень понятно, что там биометрируют, но личное присутствие паспортируемого обязательно. Ну и делали его естественно не обещанные две недели, а два с половиной месяца. Кроме того, с одной стороны поджимали папины Германия и Франция, а с другой Дашкин Валдай. И запихнули мы вожделенную Норвегию с трудом в оставшиеся 9 дней. Тур назывался fly&drive. Что значит, прилетел и катись. Вообще-то мы и раньше больше склонялись в пользу drive а не lie. Даже на Канарах на островке 30 на 40 километров за 10 дней умудрились наездить полторы тысячи. Улетали вечером в пятницу и слегка мандражировали по поводу пятнично-вечерне- летних пробок. Но все обошлось, приехали вовремя, зарегистрировались одними из первых. Папа пошел пить пиво, а мы с Дашкой гулять по duty-free. И нашли матрешку с тигром, которую не могли не купить. Ну и еще кое-каких журналов, почитать на дорожку. А на последнем этапе контроля у Дашки обнаружили воду, сок, пюре – запасливый ребенок тщательно подготовился к дальней дороге. Пришлось допивать все прямо на контроле, а тут уже самолет нервно хлопает крыльями, воду допили – пакет с матрешкой забыли. Вспомнили уже в самолете, на всякий случай поспрошали стюардесс на предмет возвращения ценного пакета, они вежливо посоветовали по возвращении обратиться в «забытый багаж», но по выражению их лиц, а также исходя из собственного опыта, стало ясно, что дорогая во всех смыслах матрешка найдет себе нового хозяина. Взяли машину, папа выбрал форд фьюжн. И поехали в отель, ехали-ехали, и еще ехали-ехали, а Осло все нет и нет, встретился указатель – до города 36 км. Оказывается всего их было 50 этих км. На удивление быстро нашли отель. Дашкина extra-bed была больше, чем наши две вместе. Санузел был очень совмещенный. Видимо это норвежское know-how. Душ находится в едином пространстве с раковиной и унитазом – ни поддона, ни стенок, только занавеска и слив в полу. Очень демократично. Утром позавтракали – ассортимент норвежских шведских столов был везде приблизительно одинаков – пара сортов колбас-сыров, один сыр с виду шоколадный, но солоноватый, селедка в двух-трех соусах, огурцы-помидоры, яйца-омлет, варенье (черничное, малиновое и апельсиновое) ну и всякие хлопья-мюсли, булки-хлеб, чай-кофе, соль, сахар по вкусу. Поскольку каждую ночь мы останавливались в новом отеле, не нужно было распаковывать чемодан. Почему-то мне это очень в кайф – вечером пришел, зубы почистил, заснул. Утром встал, зубную щетку в чемодан кинул и дальше поехал. Главное не забыть вечером порастыкать заряжаться все, что можно, а утром собрать все, что заряжалось. (мобильники, фотоаппараты, камеру, плеер, компьютер и чайник). Чем будем заниматься мы с Костей, было в общих чертах ясно – он рулить, а я разбираться, куда именно он будет рулить. Я предусмотрительно забыла права дома, это чтобы вопросов лишних не возникало. А вот, с Дашкой было не очень понятно. Дорогу она переносит плохо, поить ее каждый день драминой тоже не выход. Я, конечно, взяла несколько дисков с аудиокнигами. И даже свою любимую Мэри Поппинс она послушала, но дальше не пошло. Ни барон Мюнгхаузен ни приключения капитана Врунгеля не спасали. Она ныла, что ей плохо, что ее тошнит, и голова болит, и вообще жизнь не удалась. И тут папа предложил послушать Макса Фрая, которого он случайно купил и еще более случайно взял с собой. Дашка согласилась без особого энтузиазма. Это оказалось решением на всю поездку, она его, наверное, выучила наизусть. Раза четыре прослушала точно. Все требовала продолжения. Может подложить все-таки в печатном виде. Вдруг получится. Так что спасибо Максу за удачный отдых. Итак, первый день. Нам предстояло отмахать 400 верст и еще обозреть что-то в столице. В 10 была назначена встреча с гидом. Мы как пионэры были готовы. Сыты и упакованы. И поехали. Сначала к мэрии. Где нервно стали искать место для стоянки. В этот момент подобная законопослушность показалась мне нарочитой – народу никого, машин тоже нет, места полно, знаки, правда везде запрещающие – то вообще, то только для инвалидов, то не в это время, то только для туристических автобусов, то еще какая- нибудь байда уже вообще непонятная – на норвежском же. Ну, подумаешь, постоим 20 минут. Ни на тротуаре, движению не мешаем, чего собственно. Пока мы метались, стало ясно, что одно местечко освобождается. Мы стоим, пока они упакуются, ждем, правда, через перекресток. И тут подъезжает какой-то и встает им в хвост с явным намерением захватить наше выстраданное местечко. Костя не выдержал и загудел, что это, мол, наша территория. И те, ничего, вежливо удалились. Рядом информация, что стоять можно не больше 30 минут и автомат для сбора денег. Вообще везде указано, сколько можно стоять - от 10 мин до нескольких часов, когда платить, когда не платить, кому сколько. Мы пол часа оплатили и пошли осматривать положенное. Фотоаппараты были у меня и у Дашки, и она с энтузиазмом принялась щелкать все вокруг. Так что первый день у нас зафиксирован чрезвычайно детально. Потом, правда, ей это наскучило. Но это и к лучшему. С моего фотоаппарата оказалось невозможно копировать фотки на компьютер, софта не достало. Поэтому последние дни я снимала на Дашкин. Наверное, что-то важное и интересное историческое рассказывала наш гид, но у меня теперь информация, не касающаяся конкретных личных интересов, улетучивается моментально. Только в оперативной памяти, на диск не записывается вообще. Зашли в туристическую информацию, хотели карту купить подетальнее, но не смогли, она у них была, но одна, сами пользовались. В той инструкции, которую нам выдали в нашем турагенстве, значился пункт назначения, который мы никак не могли отыскать. В конце концов, они его нам нашли и даже откопировали страничку двухкилометровки, мы потом жалели, что не сняли копии по всему маршруту, а еще больше, что не взяли собственную карту, давно лежащую дома и уже не раз использованную в наших странствиях по Европе. Мне, почему-то дома казалось, что мы легко приобретем местную карту на первой же заправке. Однако, здесь вам не Франция, Мишлен не котируется. Не сразу, но все же удалось купить трехкилометровку на большую часть маршрута. Хотя, это скорее счастливая случайность. А когда подошли мы к нашей машине, то радостно стало нам за то, что соблюли мы правила, потому что аккурат на месте, которое поначалу нам приглянулось для парковки, стояла машина, а рядом ее владелица что-то очень убедительно рассказывала полицейскому. И был это один из двух полицейских, которых мы видели за все 9 дней непрерывной езды. Следующим номером нашей программы было посещение парка уставленного произведениями великого норвежского скульптора, надо посмотреть как его звали. Единственное, что я запомнила, это то, что родился он в середине 19 века году этак в 1846. А скульптур наваял великое множество. Церетели до него еще лепить и лепить. Ну и по качеству дистанция огромного размера. А слепил, из бронзы отлил, из гранита высек он монументальную историю человека, человека вообще. Голенького такого и поэтому ни к каким временам и культурам не привязанного, а вообще человеческого такого человека. И стоят, и бегут, и лежат, и сидят сотни бронзово- гранитных людей всех возрастов обоих полов со всеми своими проблемами и отношениями, ничем не прикрытые и не завуалированные в человеческий рост и более. Оченно философский парк. И будто бы он творил это абсолютно за свой счет, только попросил ему место предоставить и правительство предоставило и даже помощников выделило, потому как такое количества гранита в одиночку он бы до сих пор не облагородил. По дороге я разговорила нашего экскурсовода, точнее –шу. И она поведала о том, что приехали они 10 лет назад, по приглашению. Муж ее - великий ученый, врач, создавший компьютерную модель человека, при помощи которой можно лечить все. Но здесь его зажимают фармацевтические компании, которые, конечно же немедленно разорятся, как только он эту свою модель использовать начнет. И поэтому занимается он точечным вакуумным массажем. Тут я сразу вспомнила, что и меня когда-то этим средством пользовали, от радикулита. Радикулит, правда, не прошел, а синяки остались надолго. Я порадовалась за доверчивых норвежцев. Еще она сообщила, что средняя зарплата в Норвегии 3700 в еврах, а пенсия 2000. Сообщила она так же и пенсионный возраст, но вот тут наши с Костей показания расходятся. Он уверяет, что 68, а мне кажется (или хочется), что 62. Норвежские пенсионеры, которых мы встретили в наших странствиях значительно больше, чем представителей других возрастных групп, выглядят, конечно, сильно пожившими, но что характерно, дедушек и бабушек практически одинаковое количество. Пьют, наверное, меньше. Виноград у них не родится, ячменя тоже что-то не видели. Подумалось, что мы так и не выяснили, какой у них национальный алкогольный напиток. Неужели, вообще обходятся без. Без национального я имею в виду. Так-то граждане в состоянии сильного алкогольного опьянения встречаются, причем часто по отношению к вообще появляющимся на улице. Норвежские города и поселки на редкость безлюдны. Населения там не так уж много - всего-то 4,5 миллиона. И на улицу их явно не тянет, может климат не соответствует. Посмотрели мы еще на культурный центр под названием айсберг, на фотографиях он, пожалуй, лучше, более айсберг, чем в жизни. Съездили на трамплин. В том месте, куда должны лыжники приземляться поблескивало небольшое озерцо или большая лужа. За ним возвышалась смотровая площадка. Места для торможения не оставалось вообще. Может они так в лужу и ныряют. Вот чем совсем бы не хотелось заниматься – это прыжками с трамплина. В лужу. На лыжах. На этом культурная программа иссякла, и легла перед нами дорога дальняя в поисках следующей ночевки. Она не сразу как-то легла. Сначала мы минут 20 ехали в пробке в совершенно противоположном направлении. Ситуация была стандартная. Я смотрю на карту и понимаю, что мы едем не туда, то есть не понимаю, куда, но что не туда это понимаю. Солнце, горы, реки и озера и даже звезды в ночи - вот мои основные указатели. Сообщаю Косте. Он некоторое время упирается, потом озадачивается, потом соглашается, потом мы ищем верный путь. На все про все от 5 до 20 минут. Тут ушло минут 20 именно из-за пробки. Вообще по карте ездить все сложнее становится. Это ж надо одновременно на дорожные указатели и названия улиц, которые не везде и в отдалении, смотреть и на карту, где все меленько-меленько, по-норвежски, скажем, и вверх ногами. Очень я пожалела, что не сделали мне тогда бифокальные очки, они бы пригодились. И почему в прокатных машинах GPS нет. Да там вообще ничего нет: mp3 плеера нет, парктроника нет. Как они живут? Я не знаю, как планировали дорогу наши организаторы, проехали ли они хоть раз по рекомендованному маршруту, нам было нелегко. Казалось бы, что такое 400 км по европейским меркам - 3 часа по магистрали. И не такое проезжали. Но Норвегия – это дело другое. Норвежская автомагистраль – это две полосы – то есть, одна в одну сторону, а другая в другую и 80 км ограничение. Это когда деревень по обочине нет, а когда деревни, то уже 50. И все соблюдают. Милая особенность - это фотокамеры,( которых у нас, как я вчера услышала, установили в Москве 60 тыс.). Сначала стоит знак – улыбнитесь, вас снимают, а потом метров через 100, или 300, или 500, или 3 км, заранее неизвестно, стоит и сама камера. Я не уверена, что нам всегда удавалось соблюсти положенные км/ч. Учитывая, что Костя вообще считает, что спидометр слегка завышает скорость, то вполне возможно стоимость нашей поездки существенно возрастет, камер на нашем пути встретилось великое множество. Когда я читала разнообразные воспоминания о Норвежских путешествиях, то рефреном звучали «боже, какой воздух» и «о, ужас, какие цены». И то и другое присутствует в полном объеме. Воздух, действительно потрясающий, вся Норвегия заросла разнообразными хвойниками – елями, соснами и прочими можжевельниками, так что дышать хочется и даже про запас захватить. А цены, да. Бензин – 60 наших рублей, бутылка воды 0,5 л. – 100. Нам не хватило. Костя звонил, просил, чтобы на карточку положили. Есть, правда, подозрение, что с карточкой проблемы другого рода – за неделю до этого Костя во Францию ездил, машину брал, а там, знаете, тоже фотоаппараты по обочинам. Наш путь лежал в район Сурьфьорда, через долину Халлингдал через горное плато Хардангервидда, остановки у Турефьорда, на плато и у водопада Верингсфоссен. Если вы думаете, что я все эти названия запомнила или произнести могу, то ошибаетесь, это я с бумажки списала. Поймите же мои мучения, когда я должна была найти это на карте и прочитать, написанное совершенно иностранными буквами и как-то соотнести с читаемым на указателях. Хорошо еще номера трасс указаны, только по ним практически и ехали. Начали мы путь беспечно, еще не подозревая об особенностях норвежских путепроводов. Поэтому, увидев указатель «Кратер от метеорита» - 3 км., поехали посмотреть, ожидая увидеть нечто вроде воронки от фугаса. Доехав увидели табличку – диаметр кратера 5 км. Время падения - 1 млн. лет назад. Очевидно, что невооруженным глазом этот кратер обнаружить не удалось, возможно, с самолета или из спутника он как- нибудь и фиксируется. Вероятно, прогулка часов на несколько тоже могла бы прояснить его геометрию, но у нас не было ни самолета, ни нескольких часов. Мы прошлись по руслу высохшей реки, обнаружив пару оплавленных отверстий в граните, может они тоже были кратерами, только очень мелких метеоритов, и поехали дальше. Долина Халлингдал осталась в воспоминаниях домиками с крышами, покрытыми травой вместо металлочерепицы. Не соломой, по-нашему по-российски, а натуральной растущей травой. Газон, только на крыше. Такой способ утепления встречался по всей Норвегии, но здесь мы его увидели впервые. Я сначала думала, что это какая-то новая мода, а потом в картинной галерее города Бергена на картине 18 века увидела совершенно аналогичные строения. Поехали через плато. Когда увидели снег, выбежали, с трудом пролезли к нему через заросли чего-то колючего, стали фотографироваться. Через пару десятков километров снег уже радовал не так, температура за бортом упала до 5. Выходить фотографироваться хотелось не очень. И только увидев «домики для троллей», построенные заботливыми туристами, мы вышли внести свою лепту. Дашка соорудила башню из нескольких камней, которая удачно вписалась в сотни подобных сооружений, возведенных ранее. Вероятно, это такой древний обычай. Что бы это значило, нам никто не сказал, но то, что это делают все проезжающие на экскурсионных автобусах японцы, мы потом наблюдали неоднократно. Плато было порыто либо снегом, либо водой недавно этим снегом бывшей и текшей, и бегущей, и струящейся в разных направлениях, сливающейся в лужи, ручьи, реки и озера. Проехав еще километров сто, мы увидели, чем кончается плато и путешествие воды по нему – водопадом Верингсфоссен. К четвертому дню поездки мы поняли, что – фоссен и обозначает водопад, во всяком случае, все встретившиеся по дороге и на карте водопады именно так и заканчивались. Верингсфоссен был велик (метров 300) и великолепен. У меня, когда я смотрела на водопады возникало странное ощущение, что они текут буквально с неба, из ниоткуда. Перед глазами хребет, с верхней границы которого обрушиваются потоки воды. И даже предварительное путешествие по плато, на уровне организма оказалось бездоказательным. С неба и все тут. Пока мы ездили по Норвегии, периодически всплывала мысль, что мировые страхи по поводу нехватки пресной воды сильно преувеличены. Нас она окружала буквально со всех сторон – снег, ледники, ручьи и реки, водопады за каждым поворотом, фьорды и даже дождь первые дни не прекращавшийся, все убеждало в том, что ее пока еще много, пожалуй, даже слишком много, особенно в виде осадков. Часов в восемь мы поужинали в придорожном отеле, потому что, будет ли ресторан в нашем отеле, было неизвестно, и правильно сделали. Вообще с едой было как-то напряженно. В основном мы питались хот-догами. Потому что казалось, что вот проедем еще немного и там найдем что-нибудь с национальной норвежской кухней, но проезжали немножко, потом еще немножко, потом есть уже хотелось очень и в результате заезжали на заправку, покупали те самые хот-доги и апельсиновый сок и так до следующего перекуса. Ночлег наш оказался в городке, где была построена первая норвежская электростанция. Но об это мы узнали на следующее утро, а сначала нас потряс стенной шкаф в номере. Он простирался, иного слова и не подберу, от стены до стены метров на 6 и в глубину был сантиметров 80. Содержал штук 40 выдвижных ящиков зеркальные внутренние стены и скрывал в себе входную дверь. То есть фактически в номер можно было попасть через шкаф. Как выяснилось на следующий день, гостиница была построена в конце 19 века и ее многолетняя история отразилась на мебели – там присутствовали стулья из гарнитура мастера Гамбса, ну если не его самого, то уж точно его учеников, фрагменты лаконичной меблировки 60-х 20 века и плазменная панель на огромном письменном столе, развернутом ящиками к стене. Прикроватные тумбочки, тоже были обращены к нам задом к лесу передом. В чем смысл загадочной инверсии можно только гадать, папа предположил, что это сделано в заботе о проезжающих, чтобы вещи по тумбочкам не рассовывали и потом не забывали. На полках стояли несколько томов из чьего-то собрания сочинений. К сожалению, все было на норвежском. Не скажу, что у нас были языковые проблемы – почти все встреченные нами в той или иной степени объяснялись по-английски. Часто общественно значимая информация тоже исполнялась на двух языках. А там, где перевод отсутствовал, прочитать можно было почти все – норвежский близок к немецкому, пересекается с английским, встречаются и русские слова. Например, кефир по-норвежски kefir. Кто у кого позаимствовал еще разобраться надо. Вот на слух почти непонимаемо. Но мы и не пытались. А книгу захотелось почитать, но худ. литература, это не объявление в гостинице. Облом. Поутру, съев положенное количество селедок и яиц всмятку, пошли в музей. Милая девушка объявила, что сейчас идет экскурсия и у нас есть минут 20. Мы метнулись посмотреть на плотину. Вернулись через 30. Посмотрели фильм про ее строительство, расцвет и упадок города Тусседал, зашли на гидроэлектростанцию, в настоящий момент существующую как музей, поахали вокруг турбин и генераторов. Вспомнилась ВДНХ и лопасти турбин в человеческий рост, Днепрогэс, метрострой и ансамбль Моисеева на Красной площади. Время вперед! Поехали к «Дороге водопадов». Первые дни мы дергались и пытались любоваться окружающей действительностью самостоятельно – увидели что-нибудь и давай любоваться. Потом плюнули, слишком много времени уходит на всякую эту самодеятельность. Едешь и видишь, вот оно, немедленно нужно это запечатлеть. И ищешь долго, где бы припарковаться, а потом оказывается, что нужно лезть через какой-нибудь бурелом, и, повисая на хвосте, из-за угла снимать то, что потом с комфортом можно со специально предусмотренной и заготовленной смотровой площадки рассмотреть и уфотографировать до посинения. Все давно уже разглядели, ракурсы выверили, для проезжающих благоустроили - вот здесь нужно восхититься, а вот здесь дух должно захватить. Слегка это коробит, а потом понимаешь, если уж едешь на форде, ночуешь в гостиницах и питаешься хот-догами, то и природу следует наблюдать в специально для этого отведенных местах. И не выпендриваться. А так, пожалуйста, вся родная и бескрайняя перед тобой. Плато Путорано, например. Или Камчатка. Чем хуже. Добраться туда будет только дороже, чем до Антарктиды. Но нет. Не хочется уже за туманом. Вот съездили два года назад на Валдай, в палатке, на недельку. И довольно. Одни комары чего стоят. Особенно если ночью выйти свежим воздухом подышать приспичит. А костер посреди лужи. А клещ энцефалитный. Спасибо. Я лучше на Форде по siteseingам. Это я так долго и лирически отступала, потому что мы понаснимали мелких водопадиков, потратив на это массу времени, взбираясь на крутые вершины и опять попали в цейтнот. Правда, нашли при этом не запланированное в программе стрельбище, даже два, почему-то именно у водопада. У нас, простых российских граждан сразу возник вопрос, а почему это у водопада? Чтобы заглушить что? Дашка взяла на память пару стреляных гильз от пистолета. Видимо в этой цивилизованной, уравновешенной, благополучной, наиболее привлекательной для иммигрантов стране с самой высокой производительностью труда, так и хочется время от времени стрельнуть в кого-нибудь, ну или хотя бы во что-нибудь. Настоящая дорога водопадов началась, когда и время нас уже поджимало и восторгов уже не осталось. Но мы все равно вышли постоять в водяном облаке. Снимать было практически невозможно. Видеокамера сразу отказалась. Фотоаппарат, хоть и делал попытки, но малоуспешные, поскольку объектив моментально покрывался каплями воды. Рядом оказалась сувенирная лавка, и Дашка пошла тратить карманные деньги. В это раз мы договорились на 50 крон в день. На наши деньги это будет 250 р. В Москве она в неделю меньше получает. Но там дешевле, чем за 40 крон вообще ничего купить было невозможно, а у нее есть идея, что обязательно нужно всем привезти подарки. А всех у нас много, а у нее еще больше. Из поездки в г. Владимир она привезла мне в качестве сувенира книжку с милым названием «Белый террор в России». Когда я спросила, Даша, почему именно это?! Она ответила, ну ты же любишь книги, а других там не было. Основные Норвежские сувениры – это тролли всех размеров и выражений лиц и вязаные кофты-шапки-тапки с национальным орнаментом. И я даже не нашла made in china, Неужели они троллей сами ваяют. Или просто не указывают страну изготовителя. Заехали в музей-усадьбу какого-то века. Кажется, туда свезли всякие прялки- моталки, плуги-сундуки с окрестных деревень, запустили кур и кроликов и назвали все это музеем. Основанная прелесть была в том, что все можно было трогать. Дашка даже в кровати повалялась. Экскурсоводом нашим был молодой норвежец. Видимо викинг. Высок, мускулист, строен, светловолос, лицо открытое, мужественное – это портрет среднего норвежца, чудо как хорош. Портрет средней норвежки точно такой же. Почему- то Косте средние норвежки понравились не очень. Вот только матчасть наш викинг знал плоховато. Каждый раз, когда мы спрашивали, а это зачем, лез в какую-то шпаргалку и на пальцах старался объяснить, но поскольку у него там только названия были, причем на норвежском, то в основном мы пытались сами догадаться о назначении загадочных устройств. Ну не знал он, как будет молотилка по-английски. Мы, впрочем, тоже. Наш своевольничание привело к тому, что к пяти часам вечера мы были в 200 километрах и двух паромных переправах от места назначения. Голодные. А ведь в усадьбе предлагали поесть. Каши. Отказались, так что теперь опять хот-дог любимый. До какого часа и с какой скважностью ходят паромы было неизвестно. Это потом мы поняли, что пара листочков на норвежском в папке, выданной нам в агентстве и есть расписание паромов. Но тогда мы этого еще не знали и слегка запереживали, потому что, судя по карте, другой дороги до ночлега у нас не было. Костя поехал быстро-быстро. Серпантин не очень располагает к быстрой езде. Про автострады я уже писала, а серпантин здесь в основном вообще в одну полосу и в пределах видимости площадки для пережидания встречного транспорта. Бусы такие получаются. К семи мы добрались до первого парома. Оказалось, они ходят до полуночи каждые полчаса. Посмотрев на расписание на пристани, я поняла, что уже видела такое же и опознала вышеупомянутые листочки. Мы расслабились. Когда я узнала, что нас ждет паромная переправа, вспомнился паром, на котором мы добирались из Стамбула в Бурсу, на лыжах катиться, горных. Это была вонючая развалюха, опоздавшая на полчаса, на которой плыли персонажи из «В Кейптаунском порту». Здесь же без трех минут 19.00 подплыл белоснежный корабль, поднял забрало, из него на приличной скорости выкатилось полсотни машин и через 3 минуты мы уже плыли к месту назначения. Переправа занимает ровно 12 минут. То есть за полчаса туда и обратно. С такой точностью у нас даже поезда в метро не ходят. Между паромами по плану у нас была «пешая прогулка на вершину знаменитой скалы Прейкестулен («Кафедра священника) – 4-5 часов.» К месту начала «прогулки» мы добрались в 21 с копейками. Вышли. На нас напала мошка. Решили на прогулку не ходить. Иначе ночевать пришлось бы в машине. А главное – футбол. Мы трагически не успевали к началу матча века Россия-Голландия. Дашка все переживала, за кого же будет болеть Сашка. За наших или за ихних. Напротив отеля была пиццерия. Дашка, хоть и болела за наших, но есть хотела больше. Мы с Дашкой пошли, а Костя остался смотреть футбол. И мы их сделали!!! В два позвонил Костин водитель, поздравить и сообщить, что вся Москва стоит на ушах. Когда понял, что мы-то уже некоторое время лежим на них, то есть на ушах, то есть спим, долго и неоднократно извинялся. Когда он так бесконечно извиняется за что-нибудь, мне становится страшно, а ну как он, как чеховский чиновник, на лысину чихнувший. Ляжет и помрет, потому что решит, что недостаточно хорошо извинился. Три дня путешествия и категорическое не попадание в предложенный график, побудили меня программой следующего дня поинтересоваться накануне. Благо теперь у нас была трехкилометровка. Итак – Переезд в Ставангер. Знакомство с городом: Собор, Старый город, музей Нефти. Пересекая острова, проливы и устья фьордов, «атлантическая дорога» ведет в столицу фьордов Берген. Паромные переправы, подводные тоннели. Возможно посещение музея-усадьбы Э. Грига. Знакомство с Бергеном: рыбный рынок, Брюгген, Floybanen. Послушно поехали в Ставангер. Нашли центр, с двух попыток запарковались у какой-то аптеки, там что-то висело про часы и дни, но уж совсем на норвежском и мы решили, что вправе не владеть им настолько, а кроме того было воскресенье и она вообще не работала. Пошли знакомиться с городом. То, что было предъявлено, состояло из малюсеньких домиков, меньше нашего старого дачного сборно-щелевого, построенного в разгар социализма бабушкой Зиной в соответствии с требованиями партии и правительства. Существенным отличием домиков была плотная упаковка, никаких тебе 8 и даже 4-х соток, практически стена к стене, розы, клематисы и прочие фуксии, увивающие и увивающиеся по периметру, а также парадоксальный белый цвет. Для нас, привыкших, чтобы немарко и практично, белый цвет это на свадьбу - одноразово и то не для всех, ну и на похороны – тапочки, потому как точно знаем, что ходить не придется. Когда мы наш дом обили бежевым сайдингом, то вызвали этим массу недоумения. А тут все – «в ослепительно белой манишке». Причем это не только на этой показательно- демонстрационной улице, а вообще, по стране. Они так живут. С цветами, во всем белом и газоном над головой. Постреливают только иногда. У водопадов. По дороге встретился музей герметичности или герметизации, короче консервов. Зашли, купили наилучшие норвежские сардины. Которые по ближайшем рассмотрении оказались килькой в томатном соусе, произведенной в Польше. Но тоже вкусно. В музей нефти не пошли, ну что там приобрести можно - галлон нефти или ведро мазута. В этот день нам предстояло преодолеть всего 185 км – это наименьшее расстояние за все путешествие, и поэтому мы ехали весь день. Костя решил, что торопиться некуда и не торопился. Мы вяло ехали, наблюдая за окном мокрые пейзажи, лососинные фермы, острова и хвойники разного формата, что было красиво и напоминало картинки из учебников по ландшафтному дизайну.. Я поняла, откуда у простого российского дачника (или коттеджника) такая тяга к можжевельникам и булыжникам – это в нас викинговские корни говорят, а или скорее прорастают. Паромы уже не пугали. На один из них мы приехали уже, когда закрывался шлагбаум, и нас загнали без билета. Потом по радио объявили, что безбилетники могут пойти в tiket office и оплатить проезд, и Костя честно пошел. Интересно, что было бы, если бы не пошел. Стали бы они проверять, кто не заплатил, или так отпустили, чтобы график не срывать. На пароме есть, как правило, буфет, на большом можно вполне прилично перекусить. Мы ограничивались мороженым. Оно было совершенно замечательное, жаль не сфотографировали. В или скорее на маленький вафельный рожок для одного шарика выдавливалось грамм двести вкуснейшего мороженного, которое не сваливалось, не стекало и вообще не таяло. Одного мороженного нам вполне хватало на троих. Иногда возникал вопрос, а из чего, собственно оно сделано, но поскольку выяснить это не было никакой возможности, то оставалось просто получать удовольствие, что мы и делали при каждом удобном случае. После бензина и хот-догов это была следующая статья расходов. «Атлантическая дорога» миновала как-то незаметно. Подводный тоннель от подземного, можно отличить только по производной, у подводного как правило есть экстремум. Посредине. А вот подземные разнообразны. И прямые горизонтальные, и с уклоном с разворотом и даже спиральные на манер винтовой лестницы. Очень норвежцы большие специалисты по тоннелям. Я испытывала некоторое чувство вины перед Дашкой, поскольку для нее, вообще говоря, мотива ехать с нами не было - ни веселой компании, ни бассейнов, даже наблюдать за окружающей действительностью с заднего сиденья не так уж удобно. Поэтому я периодически пыталась найти хоть какие-то привлекательные для нее места. В Бергене это был аквариум. В музей Грига ее почему-то влекло не очень, хоть и танцевала она под его музыку года два. Когда мы добрались до аквариума, было уже 18.30 и шансов на то, что он еще открыт, оставалось мало. Но мы все же успели. Для меня отличительной чертой этого заведения от десятков прочих других, посещенных нами в других городах, странах и континентах было то, что в качестве среды обитания для подводной живности были использованы бутылки, консервные банки и прочий человеческий мусор, который вероятно к настоящему моменту действительно вписался в мировой океан. На Мальдивах, я правда этого не заметила, но они далековато от крупных помоек. Мы ходили по темным залам, время давно истекло, но нас никто не выгонял, да и вообще никого видно не было, кроме рыб, крабов и анемонов. Стало страшновато, а вдруг нас здесь забыли, заперли, все ушли, и мы будем дожидаться следующего дня в компании осьминогов. Дошли до тюленей. Вспомнилась гипотеза о том, почему у человека отсутствует волосяной покров на теле. У них тоже была гладкая кожа и пятипалые конечности, красивые глаза и умный взгляд, многим произойти от них было бы приятнее, чем от обезьяны. Эстетичнее как-то. На прощанье посмотрели на пингвинов, у одного или одной был пингвиненок. Вроде бы у пингвинов, детей взращивают отцы, или это только у страусов. Сидел между родительских лап, как и положено, судя по фильмам BBC. Так мы и не встретили ни одного человека. На этом осмотр города закончился, потому что начался футбол. А этого никакие достопримечательности важнее быть не могут. Утром погрузились, поехали досматривать не охваченное вчера. Нахально запарковались у магазина, где было указано, что парковка только для покупателей и не более 30 мин. Пошли осматривать Брюгген это старый район Бергена, в котором в отличие от остальной Норвегии дома имеют цвета отличные от белого. И скорее похожи на старые кварталы в Брюгге (неспроста это Брюгген-Брюгге) в Бельгии, или Праге. Только в Бергене они деревянные. Как только попадаешь на достопримечательность, сразу оказываешься в дружном коллективе японских туристов и немецких пенсионеров, здесь, правда явно присутствовали и местные. Пенсионеры. В одной из лавчонок продавались изделия из кожи лося. Мягкости необычайной. Сразу взгрустнулось по невинно убиенным лосям, из шкур которых были пошиты тысячи гусарских лосин. Возможно, в те времена это были не такое дорогое удовольствие. Мы шли на рыбный рынок, воображение рисовало прилавки, заваленные свежевыловленными омарами и осьминогами и рыбой всех родов и сословий. Оказалось, однако, что в Норвегии ловят только креветок и лосося, причем уже сразу в готовом виде. Креветок вареными, а лосося копченым в пряностях. Рыбные прилавки соседствовали с сувениркой. Костя пошел в банк, разбираться с карточкой, наличные подошли к концу (а ведь на всех сайтах предупреждали – берите больше), а она (карточка) сотрудничать отказывалась. А мы бродили между рыбой и троллями, стараясь укрыться от дождя. Потом купили креветок – на обед. Потом съели их, Так себе, я делаю лучше. Потом купили палтуса. Его мы накануне видели в аквариуме, очень аппетитный. А потом кита. Копченого. Ну не целиком, а кусочком. Нам его в вакуумную упаковку упаковали. На рынке. Чтобы мы его до Москвы довезли. Все-таки цивилизация. Тут и Костя образовался, а то бы мы еще много чего купили. Оказалось, что в связи с тем, что он неделю назад во Франции брал машину, у него заблокировано 1 т е, и здесь 1 т.е. Пришлось просить матпомощь. Посетили музей с Мунком. «Крика», его там, правда, не было. И поехали. Путь нам предстоял непростой. Накануне я довольно долго разбиралась, с замыслами туроператоров. Видимо, сверхидея заключалась в том, чтобы нам проехать по одному и тому же маршруту тремя разными способами – по воде, по земле и под землей. То есть нужно было на пароме проплыть по фьорду, потом вернуться по горам, потом обратно по самому длинному в Европе тоннелю – 25 км. Сначала эта цифра пугает. 25 км. Под землей. А клаустрофобия как же? Но за то время пока мы приближались к этому, самому-самому мы проехали уже такое количество километров под землей, что ничего ужасающего, а главное привлекательного в этом не было. Тоннели в Норвегии просты и незатейливы, без архитектурных излишеств – внизу асфальт - сверху гранит, никакой отделки, как прорубили, так и хорошо. Вероятно, есть там какие-то системы вентиляции, а может безопасности, но в глаза они не бросаются. Основная их прелесть в том, что там нет населенных пунктов, и поэтому можно ехать быстрее 50 км.ч. Мы собирались пообедать на пароме – предстояло плыть три часа. Ехали не очень торопясь, в 14.45 отплытие, впереди два часа и 130 км. Если не останавливаться, то вполне достижимо. Но населенные пункты и законопослушность водителей нарушили наши планы. Наш автомобиль время от время на приборной панели выдавал какую-то информацию, то количество км, которые можно проехать на остатках бензина, то температуру за бортом, то среднюю скорость. Так вот она, средняя скорость колебалась от 46 до 53 км за ед. вр. Поэтому 130 км за два часа получалось плохо. Но получилось. Костя постарался. И вот мы въезжаем под закрывающийся шлагбаум, а нам заявляют, что мест нет. Может, мы на штрафы потратим всю ближайшую получку, а у них мест нет. А следующий паром через 3 часа. И мы голодные и оскорбленные в лучших чувствах -возвращаемся назад, потому как пролетели мимо очередного водопада, и раз уж не придется три часа телепаться по фьорду, то надо потратить это время с толком. И решили мы поесть, а для этого заехать в ближайший населенный пункт. И едем мы через тоннели, и забираемся в горы, основная мысль – главное не влететь в тот 25- километровый, обратно уже точно возвращаться не будем. И вот идет 6-километровый, потом 11-километровый, потом 9-километровый, а между ними метров по 200 открытого пространства на раздумье, остановки и развороты. И мы успеваем не въехать в наибольший и съезжаем в ущелье и упираемся носом в океанский девятипалубный корабль. Вот чего не ожидаешь увидеть среди гор и ледников так этакую посудину. А вокруг просто Диснейленд – лавки с сувенирами и закусочные. И среди всего этого - наши вечные спутники японцы и пенсионеры в особо крупных размерах. А как 18.00 прокукарекало, так смыло их всех на лайнеры океанские. И остались мы практически одни. Перекусили фаст фудом, мороженым заели, и поехали по «снежной дороге». Снегу там было достаточно, временами ехали между 4-х метровыми снежными стенами, ну и так вокруг понасыпано. Подъезжая к селению, где нам предстояло заночевать, опять испытали когнитивный диссонанс. Меж гор абсолютно ровная территория, почти как мой газон, такое ощущение, что без уровня здесь не обошлось, разбитая на квадраты, застроенные все теми же беленькими домиками с приусадебными участками – просто садовое товарищество «40 лет октября». Были, впрочем, некоторые отличия. Ни одной бурьянины и ни одного метра сетки-рабицы. Заборчики максимум мне по пояс, яблони по макушку. Все вычищено-вылизано, газончики цветами оторочены. На ничейной, а может общинной территории группа товарищей на пикнике с шашлыком. Все под тентом ввиду затяжного дождя. Очень похоже на наш день здоровья, обычно, правда, наши люди таким образом выезжают в какую-нибудь специально разведанную глушь, а здесь это происходило посреди населенного пункта. Мы поискали отель и не нашли. Учитывая, что в деревне были две улицы метров по 300, то скрыться ему было особо негде. Пришло спрашивать у аборигенов. Указанное местным заведение хоть и было отелем, но носило совершенно другое имя. Выяснилось, что вследствие нерентабельности оно было только что продано, а вывеску сменить не успели. Номер был парадоксальным – состоял из двух комнат, в которых не было ни одного шкафа и даже вешалки. В санузле общей площадью 1 кв. м. душ располагался между раковиной и туалетом. Там же была натянута занавеска, и моющийся мог сам выбирать: принимать душ, сидя на унитазе или стоя над раковиной. К стене был прикручен фен. Намертво. При этом ни одной розетки не наблюдалось. Ну не мудрено, что они обанкротились. Костя с Дашкой хотели есть и собирались ужинать, при этом Костя смотрел телевизор, а Дашка слушала Фрая. И когда я их все-таки подняла, было уже около девяти. И мы пошли в фирменный ресторан. Селенье это занималось разведением лосося и вероятно что-то супер лососевое должно было присутствовать в меню. Но не дано нам было изведать национальных норвежских яств. Ресторан докармливал последних посетителей и нас приветить не захотел. Аналогично и второй, имевшийся в деревне. Было еще кафе. Нас туда пустили. И мы сели и стали ждать. Девушка официантка весело общалась с уже евшими посетителями, а нас игнорировала полностью. Это было особенно некомфортно, потому что мы сидели за одним столом с ними. Костя пошел выяснять, я попросила его, сразу не бить морды. Он вернулся. Я спросила, ну что. Он сказал, ну я же не разрешила ему выяснять отношения, вот он и не спросил. После чего поинтересовался, так невзначай, не могла бы я как психолог, объяснить ему, почему он такой раздраженный сегодня. Как психолог я сразу поняла, кого он имеет в виду и пошла в отель. Тем более, что ужинать я не собиралась, а скандалить без меня ему гораздо, гораздо проще. И они даже поели в результате. На следующий день нас ждали 285 км обязательных и еще 80 факультативных плюс пешая прогулка на ледник - 4 часа. Кроме того, было рекомендовано посещение открытого бассейна. Как-то это плохо укладывалось в один день. Мы чувствовали себя уже совсем комфортно на дорогах Норвегии и решили слегка модифицировать маршрут. Страстная любительница бассейнов у нас Дашка, но и ее перспектива плавать под дождем мало привлекала. Бассейн мы исключили, а ним и лишних километров 100. Выбрали ледник. Долго ехали вдоль реки, в которую он постепенно превращался. Река была молочно-голубого цвета. Ложе ее было белым, известняк что ли. Такая нам встретилась впервые. Причем окружающие горы были обычные серо-черные. Откуда в реке мел не очень понятно. Костя сказал, что именно такие реки и должны быть в горах. Может быть, ему туристу бывалому видней. Доехали до ледника. Вернее до озера, которое этот ледник от нас отделяло. Костя пошел выяснять, как попасть на него. Оказалось следующая экскурсия будет через полтора часа. Как-то эти полтора часа нарушали стройность нашего графика. Через озеро туда- сюда бегала моторка. Мы пошли поинтересоваться нельзя ли на ледник диким образом. Оказалось можно и в любое время и гораздо дешевле. До сих пор я ледники видела только зимой и под лыжами. Особого впечатления они не производили. Могу сказать даже, что с этой точки зрения, лыжной, они мне не нравятся. Особенно когда ветром весь снег унесет. А тут выползает такой голубоватый язык, высотой или толщиной метров шесть на вполне себе летнюю территорию. Магнолий вокруг, конечно не наблюдается, но лютики- цветочки среди берез карликовых вовсю желтеют. По текстуре он больше не на лед, а на снег весенний похож. Рядом мужик сидит и в двух баках у него кошки и прочие ледорубы. Мы говорим, а можно наверх, он говорит, можно, но экскурсию нужно заказывать. А без экскурсии? А без - нельзя. Забраться, говорит, заберетесь, а спускаться как? Но Дашка с Костей все же забрались. Метра на два. И достаточно. Галочку поставили. Спускались с трудом. С погодой нам повезло. Солнце появлялось периодически, освещая грандиозные панорамы. Скал, воды и снега. Норвежские горы сильно отличаются от Альп. Они производят впечатление монолита. Гора – это что-то насыпанное. Даже в Черногории смотришь на скалы и видно, как они формировались, периоды геологические можно изучать. А здесь не горы, а булыжники такие грандиозные. После дождя гладкие поверхности зеркалами на солнце блестят. А иногда, будто спина какого-нибудь брахиозавра, обтекаемая, как подводная лодка. Не зря фильм «Мой домашний динозавр» про Норвегию. Далее еще пару ледников нам рекомендовано было обозреть, но уже на расстоянии. Около одного из них мы пообедали. Когда едешь неделю, непрерывно фотографируя все вокруг, глаз как бы замыливается, уже не реагируешь так остро на всю эту красоту, а сейчас пишу, фотографии смотрю, чтобы вспомнить, что и за чем. И просто дух захватывает. Хочется увеличить это серо-сине-зеленое, повесить перед собой и медитировать. Я даже не помню, в каких еще наших путешествиях я испытывала такой восторг. Какой-то очень тонкий баланс между камнями, водой и растительностью, Горизонтальным и вертикальным. Очень эффективное использование пространства. А воздух! Ну, это я уже писала. Опять ехали по тоннелям. Что характерно, в тоннелях полоса разделительная не сплошная и запрета на обгон нет. И народ обгоняет. Места для остановок есть, мы даже остановились, чтобы снять. Тоннель почему-то красным получился, когда едешь, просто серый. Но там света маловато. Может, действительно, красный? Приехали в отель. Открываем дверь в номер, а за ней вода и солнце. Окно во всю стену выходит на фьорд, а над ним солнце закатное. Самый-самый отель за все время путешествия. Нас даже пригласили поужинать. Но там был шведский стол, а мы не очень голодные и мы решили лучше погулять. Восемь часов вечера – пустые улицы, закрытая бензоколонка, а с ней магазин, кафе и еще что-то. На берегу норвежская баня - две огромных бочки, наполненные водой с печками внутри. Мне всегда казалось, что таким образом японская баня устроена. Впрочем, может это они для туристов и сделали. Побродили по берегу, водоросли понюхали. Водоросли морские, а вода пресная. На следующий день нас ждало самое глубокое озеро в Европе. Вот в мире самое глубокое – это все знают, а в Европе – Хорниндалсватн. Запишите где-нибудь, для памяти. Спросит вас кто-нибудь, а какое самое глубокое озеро в Европе, а Вы так небрежно – Хорниндалсватн. Приятно. Ну и конечно, самый величественный фьорд Норвегии, это практически каждому известно – Гейрангерфьорд. Там еще водопад есть – «Семь сестер». Почему-то в этот день нас побаловали - и часть названий перевели. Поэтому мы знаем, без бумажки, и про семь сестер и что ехали по дороге троллей мимо одноименной стены. Насколько глубоко озеро мы проверять не стали. Основной радостью было то, что утро выдалось безветренное и мне удалось сделать несколько фотографий с отражением скал, дерев, снегов и плавсредств. Я все никак не могла понять, почему до сих пор я ни разу не обращала внимания на отражения. Но минут через десять, после того как прилетел загулявший где-то ветер, стало ясно, что их просто не было и, скорее всего, больше и не будет. Поскольку один круиз мы пропустили или упустили, то уж этот «самый величественный» фьорд проплыть должны. Мы все тщательно рассчитали. И приехали минут за пять до отплытия и даже успели выйти на палубу и занять посадочные места на носу. Вернее на ветру. И папа раз несколько ходил за куртками и кроссовками, пока мы снимали все вокруг и держали места. По дороге нам вещали что-то туристическое по радио по-английски, немецки и почему-то итальянски. Как-то для меня непросто было одновременно, слушать, переводить Дашке, пытаться разглядеть, что они конкретно имеют в виду, а потом еще и снять это. Водопад впечатлил не очень, почему семь сестер мы так и не разобрали. На интуитивном уровне казалось, что их там должно быть семь, подводопадов. Но мы насчитали только четыре ярко выраженные. Остальные видно пересохли. А вот панорама фьорда сверху оказалась значительно более фотогенична. А с дорогами и стенами троллей наши туроператоры явно напутали. Видимо, текст про этот фрагмент путешествия был скопирован из другого тура, то же место, но в противоположном направлении. Поэтому мы до сих пор не совсем уверенны, где она эта стена троллей. Нам встретилось несколько скал вполне достойных носить это гордое название. Осложняло рекогносцировку на местности облако, которое просто лежало на дороге. То есть метрах в трех над ней. Хотелось пригнуться и заглянуть, что там впереди. Подозреваю, что восторг и интерес у широкой публики подобные места начали вызывать не так давно. Не очень они приспособленные для жизни. То есть вообще не приспособленные. Вот когда обозреваешь это все из окна машины, зная, что через пол часа будет тебе поесть, а в конце дня и поспать, в специально для этого оборудованном месте это да. Можно восторгнуться. А как тут люди жили до того, даже представлять не хочется. Скорее всего, никак. Чего им тут жить. Только тролли. Широкий выбор, которых представлен у любой закусочной. Где мы и пообедали. Вернее Дашка с Костей. Чего-то мы с Костей опять подискутировали, и я пошла погулять. Бабушкина любимая поговорка – губа толще, брюхо тоньше. Вот он лучший способ похудеть. Иду я гуляю, худею на глазах, дорожка под ногами гравийная. И вдруг чувствую, пружинит под ногами. Я думаю, ну все, от голода это, уже голова кружится. Потом понимаю, нет, не обманывает меня вестибулярный аппарат. Разглядела повнимательнее, и оказалось, что дорога изготовлена следующим образом: навалены ветки, сосновые преимущественно, поверх на них раскатана то ли резина то ли еще какой полимер, а уже на него щебенка насыпана. И там где ветки не совсем утрамбованы они и пружинят. И дорожка не пешеходная, а вполне автомобильная. Что вот только под ветками не очень понятно. Официальная культурная программа этого дня на троллях закончилась, далее следовало добраться до Лиллехамера через пол Норвегии. Самый длинный перегон. 425 км. Мы еще нашли симпатичный водопадик и лесопилку на нем. То ли реальную, то ли туристическую. Было не очень понятно. Дрова вокруг лежали настоящие, пилы тоже были вполне конкретные, правда, в данный момент не работали. Дашка бегала вокруг и позировала. Типа – «моя милка с лесопилки». Было страшновато. Метровое колесо пилы запускается перенаправление воды, а вдруг кто из горячих норвежских парней поработать решит, и привет. Просто фильм ужасов. Ну, было это где-то уже. А может и не раз. И доехали мы в Лиллехамер. А у меня то ли на нервной почве, то ли еще по каким причинам разболелось горло, причем с обратной стороны. Это трудно объяснить. Но я попробую. Горло – это труба. И обычно болит задняя стенка и боковые. А у меня заболела нижняя часть, та, что после я зыка. И говорить не могу и вообще рот открыть. И соображаю туго. Поэтому сначала мы приехали не совсем туда, то есть совсем не туда. Хорошо хоть весь Лиллехамер меньше Измайлово. Раза в четыре. Поэтому «туда» мы добрались тоже. И пошли поужинать в ресторан. Надеясь, в конце концов, съесть что-нибудь норвежское. Я грела горло супом. Папа взял рыбу, а Дашка мясо. Суп был хороший, горячий. Мясо Дашке тоже понравилось, а вот с рыбой нам так и не повезет никак. Вернулись, мне пришло в голову, что хорошо бы положить нашего кита в минибар. А то вакуум вакуумом, а на улице 20. Пусть хоть ночь поохлаждается. Принесла. Оказалось, что минибар не работает. То есть свет в нем есть, а температура, пожалуй, повыше, чем вокруг. Отнесла обратно. И пошла еще погулять. По пустынному Лиллехамеру. Тишина и никого, даже машины не ездят. Картины висели в этой гостинице своеобразные. Навевали воспоминания. О детстве. Когда мы жили в пятиэтажке, то периодически к дому приезжали рабочие, разводили костер, грели на нем огромный котел с варом и замазывали им промежутки между панелями, то ли чтобы не дуло, то ли чтобы не развалился этот карточный домик. На земле оставались огромные черные кляксы. Вот если бы подо все это подложить холст, а потом повесить на стену, то получились бы примерно то, что украшало этот отель. В последний день хотелось порадовать чем-нибудь ребенка, стоически выдержавшего 2000 км по сильно пересеченной местности. Мы тщательно проштудировали все рекламки из отеля и выбрали ферму, где было можно, судя по картинке потискать кроликов и бассейн хотя бы наполовину закрытый. На ресепшн девушки нарисовали нам, куда и сколько ехать и мы поехали. И проехали мы столько и еще столько и еще пол столько, а никакой фермы нет. И пару раз определялись по туристическим щитам в населенных пунктах и все никак. В конце концов, Костя зашел в муниципалитет какого-то населенного пункта и ему еще раз рассказали. Но у них, у норвежцев, явно какие-то проблемы с определением расстояний. Если говорят 500 метров, надо рассчитывать километра на полтора. 5 минут, значит не меньше четверти часа. Доехали. Дашка бегала и обнималась со всеми животными, до которых могла дотянуться. Ей выдали пакет с порезанным хлебом, которым можно было кормить всех, кто им интересовался кроме почему-то лошадей. В конце концов, пакет у Дашки отобрала коза. И это уже не первый раз. Кажется, во Франции лет пять назад она уже кормила коз пакетом. Им козам по барабану что жевать. Поехали в бассейн. По тому же сценарию – столько, еще столько и еще пол столько, знакомый муниципалитет. Спрашиваем дорогу. Доехали. Дашка с Костей пошли плавать, а я осталась сидеть на солнышке, горло греть. Около бассейна было футбольное поле. Вернее несколько. Если считать по- взрослому то штуки три, а если по факту, то не знаю. Может 20. На этих полях то ли ДЮСШ тренировалась, то ли просто физкультура была. Человек 200 младших школьников играли в футбол. На каждом большом поле стояло несколько пар ворот и пацаны в футбольной форме бегали за мячами. Наверное, все-таки физкультура. Я не знаю, каково население Лиллехамера и окрестных деревень, но мне кажется, что если объявить тотальную мобилизацию в начальной школе, то как раз столько и наберется. Вот как растят футбольное будущее нации. И снова Осло. Сначала 180 км., а потом уж Осло. Хотелось к викингам, а потом может и на Кон-тики. К викингам успели за пол часа до закрытия. Оказалось пол часа - этого за глаза. Викинги были представлены результатами раскопок двух курганов. Как считается, погребальных. В каждом по ладье. Если помните, Садко на такой передвигался – один в один. Тоже викинг был. И всяческая утварь необходимая на том свете. Сани роскошные – резные, телеги, ведра и прочая мелочь без которой там не обойтись. И книжечка соответствующая обнаружилась на русском. Но это уже не в кургане, а на выходе, когда Дашка закупала очередную порцию сувениров. Близки, близки нам викинги. История тоже где-то веке в 8 н.э. начинается. А потом то у англичан, то у голландцев, а то и у Византии перенимали что-нибудь. Очень мне понравилась история про то, как христианами Норвежцы стали. Шастали они по морям, на ладьях своих плоскодонных, грабя как проезжающих, так и прибрежные поселения. И вот как-то раз вырезали они монастырь на островке. Вчистую. Ну и прибарахлились, конечно. Привезли трофеи домой (трофи это понятно, от трофеи пошло и Camel Trophy аналогично) и так им стыдно стало ни с того ни с сего, что построили они и у себя церковку махонькую и обустроили на манер храмов христианских. Привезенное с того островка очень пригодилось. Идолов своих на всякий случай по углам расставили, но и про алтарь не забыли, все чин чином. Вот так и началось. И продолжается. В каждом населенном пункте есть и церковь и кладбище. Очень похожие на эстонские. На них приятно лежать, я думаю. Пока разыскивали музеи, проезжали мимо королевского поместья, солдатами охраняемого. А на лужайке за забором – коровы королевские, траву королевскую щиплют, молоко королевское нагуливают. В Кон-тики не успели. И не только мы, видимо. Перед входом под мелким дождичком стояла группа туристов, а гид им что-то вещала про Амундсена. Почему про Амундсена? Потому что там целый комплекс зданий построенных вокруг разнообразных кораблей. И вокруг Амундсеновского тоже. Мы посмотрели через окошко на борта, антарктические льды выдержавшие, и овцебыков рядом. Нашли еще один корабль, к счастью, совершенно бездомный. И мину глубоковоную. Папа тут же стал меня фотографировать рядом с этой миной. Сказал, что мы очень похожи. По сути. Поехали в отель. Тот же самый, в котором ночевали по приезде. И заблудились. И доехали с н-ной попытки. Ну просто катастрофа – то движение одностороннее, то зоны пешеходные, то ремонт, то улицы не обозначенные. Как нам удалось сделать то же самое в первый раз в ночи одним движением, уму непостижимо. Когда ехали, папа очень переживал, как быть в номере без телевизора, когда наши с испанцами играют. Думали, нужно будет найти ресторан с телевизором. Приехав, обнаружили, что телевизор имеет место быть. Папа был счастлив. Наивный. Лучше бы не было. До начала еще оставалось время и мы таки пошли в ресторан, поесть, а не за футболом. Ресторан был, как сказал Костя, помпезный. Весь в канделябрах и картинах во всю стену. В меню три блюда. Или четыре. Костя сказал, что раз их так мало, значит это должно быть что-то сногсшибательное. Мы их заказали. И вот не помню. То, что не сшибло, это точно, а вот что же все-таки ели никак вспомнить не могу. Возможно, конечно, это не из-за качества блюд, а из-за качества памяти. Вечерний расклад был таков – Костя на футболе, Дашка с Фраем, а я пошла гулять по Осло. В нем нашлась-таки улица, где собрались все, рискнувшие выбраться вечером из дома, а может, все туристы. В общем все. Они сидели за столиками, что-то пили или ели и плотность их была пугающей. Стали какие-то ассоциации про плотность вещества во вселенной всплывать. Вот в этом месте было явно флуктуация типа галактики, а может и ядра какой-нибудь планеты. Я довольно быстро покинула это скопление материи и вышла в открытый космос. На фотографиях центра Осло, не зарегистрировано ни одной элементарной частицы. Даже нейтрино не пролетали. На одной из площадей стоял памятник. Я его узнала. Это был король, который обнажил голову, когда Нильс остался в шляпе. Хоть что-то человеческое было в этом пустынном месте. Пока я бродила по улицам над крышами грохотала и сверкала гроза, но видимо из любезности всухую. И когда я уже практически закончила обход старой части города, она, не удержалась и пролилась мне на голову мощным ливнем. Пришлось прятаться в кафе. Костя периодически звонил, спрашивая, не нужно ли меня спасать. К тому моменту наши уже продули и ему нужно было совершить какой-нибудь подвиг, чтобы развеяться. Самолет на следующий день у нас был в 9.00, то есть, встать нужно было не позднее 5.30. В связи с общей дороговизной у нас даже не возникло лишнего чемодана. Когда выходили из отеля, я хотела, чтобы нам портье показал дорогу в аэропорт, на всякий случай, но Костя был абсолютно уверен, куда и как, и мы поехали. Ну, поругались немножко, конечно. Сначала о том, как выезжать из города, потом куда же дальше ехать. Указатель на аэропорт первой увидела Дашка, но почему-то Костя решительно не хотел ехать именно в этот аэропорт. Ему хотелось в другой. Я теперь уже догадываюсь, почему. Для того чтобы попасть в этот, Дашкин, нужно было вернуться назад, а мы столько времени ехали вперед и только вперед, что это было явным нарушением логики. Поэтому в тот момент, когда нужно было принять окончательное решение: ехать на Е6 или на Е18, Костя впал в ступор и встал на разделительной мигая аварийкой. Вот тут нас и спас листочек с инструкцией от туроператора. Там было указано, какое именно Е нас доведет до аэропорта. Более того, там даже присутствовало его название, но это мы выяснили уже на даче, рассказывая о нашем вояже. По прилете случилось чудо, мы сидевшие в хвосте самолета на паспортном контроле оказались первыми, то ли все прилетевшие были транзитными, то ли не туда ушли. Но оно было единственным, чудо в смысле. Багажа ждали минут сорок, а потерянную при вылете матрешку конечно же нам не вернули. Но это так сказать накладные расходы. Одним из основных впечатлений было то, что за все время интенсивного движения по Норвегии мы не видели ни одной аварии, а как только по дороге из аэропорта свернули на МКАД то тут же постояли в пробке по причине паровозика из 8 легковушек. Ну и вообще в среднем при движении по Москве одна авария на 10 минут езды, ну может 20. Но это в хороший день. Общий итог. Нам понравилось. Мне понравилось, и я усиленно внедряю эту мысль гипнотическими методами в сознание окружающих – «это хорошо, отдыхать именно таким образом». Во многом потому, что никаким другим я уже не могу. Или не хочу. Европу мы уже почти всю проехали, так что на очереди, Штаты, Канада, Австралия и т.д. То есть места, где есть дороги и отели. Довольно много, если взглянуть на глобус. .