Франция 2004 Что-то мы зачастили во Францию. Программа была обширная. Мы собирались сначала поплавать по каналам на катере, потом провести несколько дней в Центропарке, Лешка настаивал на Лего-ленде, а в турагенстве посоветовали по дороге заехать в Европа парк, завершить же все это мы собирались визитом в Монтессори-школу в Мюнхене. Поездка планировалась чуть не за год, но оформлялась, как водится, в последний день. Ленке нужно было получить новый загранпаспорт, и она таки его получила, несмотря на массовый переезд всех овиров в паспортные столы. И даже папа Костя поехал с нами, хотя и не на весь срок. Программа была ясна, гостиницы заказаны, оставалась непонятным, как же мы будем передвигаться между всеми пунктами назначения. Нас было пятеро и багажа на три недели неизвестных метеоусловий и разнообразных видов деятельности. Какая-то невнятица с переездами была с самого начала, когда в турбюро мне порекомендовали взять ночевку на переезде из Центропарка, который чуть южнее Орлеана и Европапарком, находящимся практически на границе Германии, Швейцарии и Франции. По моим представлениям там было километров пятьсот, которые, учитывая наш прошлогодний опыт вполне преодолимы по Французским дорогам за полдня. И в то же время предполагалось, что из Марселя мы доберемся до Орлеана без пересадок (около 800 км). Как выяснилось наши туроператоры при определении расстояний пользовались картой мира, а поскольку земля, как известно, круглая, то и расстояния по параллелями несмотря на все старания картографов, несколько искажаются. Впрочем, видимо проблемы были не только с перенесением шара на плоскость, а и вообще с восприятием расстояний. Потому что было заявлено, что от Марселя мы доберемся на такси, поскольку там километров 30 до нашего порта, что отличалось от действительности ровно на порядок. Мы наивно решили, что разберемся на месте - уж такие мы бывалые путешественники, что вся Европа у нас в кармане. Опять же не сезон и проблем с арендой машины быть не должно. Не сезон благотворно сказался на прохождении через все Шереметьевские аэропортовские кордоны. Народу было действительно мало и мы, приехавшие за положенные два часа успели и магазины обойти и пивка попить. Однако по прилете в Ницу оказалось все не так радужно. Машин не было ни в одной из прокатных компаний - только Hertz готов был нам выдать минивен (при обсуждении транспортных проблем была Ленка категорически против минивенов) всего за 350 Е в сутки. Как- то это не радовало - нам нужны были полторы сутки, (или как это как это по- русски будет) поскольку прилетели мы в 12, а кораблики мы могли получить только после 16.00 на следующий день. А так как машину дают только на целое количество этих самых несклоняемых суток соответсвенно и сумма возрастала не вдвое, правда, но все равно неприятно. Мы пошли искать вокзал, который был обещан в здании аэропорта. Оказалось, однако, что это заблуждение и он находится в 7 км. И ехать до него нужно на такси. Учитывая же вышеуказанное количество народу и багажа - на двух такси. Билеты стоили по 50 Е на взрослого и вдвое меньше на ребенка. Приплюсовав к этому такси от вокзала до гостинцы и неизвестные перспективы на дорогу от Марселя до порта назначения, решили таки брать ненавистный Ленке минивен. Когда мы упаковались, стало ясно, что эта машина нам только-только. Правда, в багажнике, если эту часть минивена называют багажником находились два кресла, которые вынуть почему-то было совершенно невозможно. Но в любом случае агарофобией никто не заболел. Папа медленно-медленно (видимо даже после Ниссан Х-трейл это тяжеловато будет) порулил по направлению к Марселю. Из Ниццы мы выехали без остановок, так радостно было, что первая транспортная проблема решилась. А вот в Канны заехали, папе почему-то очень хотелось посмотреть на лестницу - ту самую, по которой. Нашли набережную Круазетт и ехали по ней долго-долго в поисках стоянки. Однако все места вдоль были абонированы несмотря на несезон. Доехав до конца, обнаружили подземный паркинг, там встали и пошли приобщаться к миру кино. Набережная со стороны моря была выложена гигантскими булыжниками видимо из эстетических целей - фотографироваться на них очень классно. Потом булыжники кончились, начался песок и дети, протиснувшись между отдыхающими: полезли в море. Я не знаю, что бывает в этом месте в сезон, но и в это время на пляже было так густо, как в Сочах в разгар лета. Мы-то хотели на лестницу посмотреть, но детям на это было начхать, и они, не смущаясь отсутствием купальников, резвились в воде. Дашка вообще хотела раздеться, но Ленка побоялась, что нас не поймут и остановила стриптиз. Дул весьма ощутимый ветер, было ясно, что через некоторое время дети прискочут посинелые с криками холодно-холодно, и папа сходил на паркинг за полотенцами. Выловив детей из Каннского прибоя и накормив их мороженным, мы пошли к машине. Папа пошел первым, чтобы дети успели доесть все вне транспортного средства, чтобы не уделать все в первые полчаса путешествия. Мы немного пофотографировались на фоне роз, сурфиний и прочих анютиных глазок какого-то фантастического оранжевого цвета и встретили папу Костю, который выехал из паркинга с ободранным боком. То есть бок был ободран у машины, а не у папы Кости. Но если бы у папы Кости, то это обошлось бы дешевле. Оказывается, человеческая страховка покрывает практически все травмы, а вот автомобильная гораздо хитрее и нужно платить еще какую-то франшизу, но об этом мы узнали позже. Десятилетие безаварийной заграничной езды ничему нас не научило. А пока мы ехали в Марсель. Отель нашли быстро, закинули вещи и пошли смотреть достопримечательности и чего-нибудь поесть. Из достопримечательностей мы запланировали посетить порт и церковь на горе. Папа уверенно вел нас по азимуту. На вопрос же "папа, куда мы летим" после ряда спусков и подъемов отвечал, что мы идем по направлению точно между церковью и портом. Судя по всему, перепад высот между этими точками был метров триста. Темнело, мы брели по узким улочкам, лишенным какой бы то ни было растительности, старательно обходя результаты собачьих прогулок, пора было определяться. Дети уже скулили и направление - вниз - выбралось само-собой. Мы шустро скатились к воде и яхтам, нашли забегаловку и часа полтора ждали, пока нам не принесут хоть что-нибудь. Дети, вполне, энергичные вначале, закемарили на лавочке и их pomm-fritы оказались невостребованными. В отель добирались на такси, причем на двух, поскольку пять человек, из которых двое детей, оказывается, по их Марсельским законам в машину сажать запрещается. Дашка была сонная и рыдала, кроме всего прочего ключи от номера были у папы Кости, который остался ждать второе такси, поэтому я была злая и кусачая. Хотелось запеть Марсельезу - наверняка что-то общее с Марселем у них есть. Насколько я помню в оригинале текста что-то про реки крови, в которых есть желание утопить всех угнетателей. В конце концов, папа приехал, видимо на том же такси. И мы завершили наш первый день во Франции. На утро мы решили, что в ногах правды нет, и поэтому в церковь на горе поехали на машине. Церковь оказалась весьма своеобразной, посвященной мореплаванию и была вся увешана моделями кораблей, картинами типа Айвазовский "Девятый вал". Над алтарем тоже красовался бриг, возможно пиратский. Стены все были выложены табличками с надписями, видимо поминальными или благодарственными. На одной из досок я обнаружила имя Лео Таксиля в каком-то вполне богоугодном контексте. Дети купили по памятной медали - Дашка тоже вовлеклась в это занятие. Мы сфотографировали все возможные виды и поехали, поскольку машину, взятую на один день, мы должны были вернуть не позднее двух часов пополудни. Выезжая из Марселя, мы долго объезжали какой-то собор, который возможно и стоило бы посетить. Но увы, время-время. Машину мы должны были вернуть в городке по имени Нарбонн, из которого действительно можно было доехать до корабликов на такси. Городочек был небольшой и, хотя нас несколько напрягало то, что мы не узнали адрес, где же сдавать машину, казалось, что найти агентство труда не составит. Здравый смысл подсказывал, что наиболее вероятным местом должно быть пространство вокруг вокзала. И мы поехали искать La gare, одно из немногих слов, которые я вынесла из курса французского языка (даже двух), который я честно прослушала этой весной. La Gare мы нашли довольно быстро и сделав круг по ближайшим окрестностям даже обнаружили Avis и Evrocare. Hertz отсутствовал. Мы вернулись к вокзалу и в информации поинтересовались, ну и где у них тут Hertz. Они махнули рукой в том направлении, где мы уже бывали и сказали 50 метров. Мы проехали пятьдесят метров, потом сто пятьдесят метров, потом для верности пятьсот Hertza не было. Мы вернулись в информацию и попросили нарисовать, они немного поупирались, мол чего там рисовать, в конце концов нарисовали. Мы поняли, что там мы уже были, но для верности прокатились еще раз. Там-то как раз имели место Avis и Evrocar. Hertza не было. В информации нас встретили как родных и когда мы рассказали об увиденном, они пожали плечами и сказали, что в таком случае они ничем помочь не могут. Мы слегка затосковали. Арендное время истекло и совершенно не хотелось платить за следующие сутки только потому, что этот Hertz так хорошо законспирирован. Мы почитали бумажки, выданные нам вместе с машиной, и стали звонить по телефонам. То есть я стала звонить по телефонам, потому что папа сказал, что по-английски я лучше разговариваю, вот и разговаривай. После беседы с несколькими автоотвечиками, я в конце концов вышла на вполне живого клерка, у которой и попыталась выяснить, куда мы можем кинуть ключи. Все, что она говорила мне по-английски я вполне понимала, однако, когда она произнесла название улицы, то ни запомнить, ни воспроизвести мне это оказалось не под силу. Кроме всего прочего у нас не было карты этого благословенного места и поэтому даже произвести хоть какую то идентификацию оказалось невозможно. Мы снова вернулись к информации. Я опять пробилась через автоответчики к живому общению и снова спросила, куда нам ехать, девушка была слегка озадачена моим идиотизмом, но я быстро передала телефон мужику в окошке и они минут десять препирались. Было очевидно, что мужик отказывается признавать наличие такой улицы в их населенном пункте. В конце концов, им видимо удалось прийти к консенсусу. Оказалось, что Hertz находится если не за сто первым километром, то во всяком случае за пределами кольцевой дороги города Нарбонн буде таковая у него имеется. Нам опять махнули рукой, и мы поехали искать дальше. В означенном месте действительно обнаружился офис Hertz но ни признаков жизни в нем, ни окошечка, куда можно было бы кинуть ключи там не было. Мы снова связались с любезной девушкой, которая в конце концов выяснила, что сегодня в офисе выходной и что делать она не знает. Тут папа предложил доставить машину завтра, если они пометят возврат сегодняшним числом. Все дело в том, что в этот злосчастный понедельник не работал не только офис Hertz но и практически вся остальная Франция в связи с каким-то национальным праздником. И соответственно все магазины были закрыты, поэтому закупки нам предстояло сделать завтра и машина при этом была бы как нельзя кстати. Девушка согласилась, и мы чрезвычайно довольные сложившейся ситуаций, уже не спеша и непрерывно фотографируя маки на своем пути, поехали на лодочки. Как-то уже хотелось есть, и мы решили выбрать ресторан, но не абы как, а чтобы с интерьером и вообще. Поэтому проехали мимо всех придорожных забегаловок. Выбрали - там были пальмы при входе. Правда, как там с интерьером мы так и не узнали, потому что праздник видите ли, и рестораны, сами понимаете, закрыты. Зато встретился виннный магазин, я не знаю, почему они не праздновали, но нам всем очень повезло. Нам - потому что мы закупились вином на всю поездку из расчета по две бутылки в день. И им, потому что мы им сделали недельную выручку. Не зря все эти анекдоты про русских. А скажите пожалуйста, как еще определить качество вина как не по цене. Мы люди не местные, а надегустировавшись на пустой желудок еще буянить начнем. Вот и брали самое дорогое аж за 7 евро - дороже там не было. Магазин был типа мелкооптовый. Вот мы и взяли мелким оптом. На три недели. Машина тут была очень кстати. К сожалению, из поесть там была только фасоль консервированная и варенье клубничное, очень правда вкусное, потом мы такого не встречали. Хотя была еще папина любимая колбаса и окорок холодного копчения или соления, весьма даже ничего, но чрезвычайно вонючий, он пах у нас в продуктах еще долго после съедения. Так что с голоду мы бы не умерли, кроме того Ленка с собой везла из Москвы всякой еды типа гречневой каши и прочего печенья для детей. Мы прибыли в порт к назначенным 16 часам и пошли получать лодку. Нам выдали инструкцию по плаванию, больше похожую на комикс, поскольку все было проиллюстрировано для наилучшего понимания. И сказали, что мы можем либо оставить залог в 900 Е, который нам вернут по возвращении плавсредства в целости и сохранности либо заплатить страховку в 72 Е, которую нам уже не вернут, но при этом ни целость ни сохранность мы соблюдать не должны. Мы согласились на страховку, и правильно сделали, поскольку, по крайней мере одну из занавесок нам сохранить не удалось она загорелась при первом прохождении шлюза. На плите чего-то булькало, было ветрено, и занавеска полыхнула. Ленка героически бросилась на пламя, пытаясь погасить его буквально голыми руками, но, не обладая достаточным опытом, сильно обожглась. Я была тоже недалеко, и моя практика тушения всяческих домашних и лесных возгораний позволила избежать пожара на судне, что говорят, не очень приятно. Руки Ленкины мы потом лечили удачно взятым пантенолом. Но это было уже на следующий день. После вручения документации и оформления страховки среди нас провели инструктаж. Ленка сославшись на незнание языков занималась погрузочно-разгрузочными работами, а нас с Костей водили по судну и знакомили со всякими крантиками и вентилями. В какой то момент выяснилось, что на нашем пристанище отсутствует напряжение в 220 вольт, при этом наши телефоны, видеокамеры и прочие фумигаторы оказывались вполне бесполезным грузом. Поскольку наш гид по-английски разговаривал только petite, так же как я примерно по-французски, то я попросила Костю спросить у него и как же можно заряжать все вышеперечисленные приборы, поскольку догадывалась, что такая возможность для среднего европейца должна гарантироваться. Но у Кости что-то заклинило, и он переводить отказался, тут уже заклинило у меня, в результате попытка бунта на корабле исчерпалась, и Костя единогласно назначил меня капитаном. После чего меня поставили к штурвалу или, как эта штуковина называется на корабле, и курс молодого бойца был продемонстрирован на мне. Ощущения примерно такие же, как при первой попытке водить машину, только реагирует эта бандура с задержкой минут в 5, и за эти пять минут успеваешь впасть в панику и совершить бесконечное количество лишних движений, на которые придет отклик соответственно через следующие пять минут. В дальнейшем мы отличали новобранцев по особому стилю судовождения - галсами. Меня поддерживала только мысль о том, что Галя из турбюро говорила, что ее девятилетний сын с этим делом справлялся вполне. В конце концов, нам сказали, плывите, голуби, плывите, прощально помахали ручкой и мы поплыли. Однако далеко уплыть мы не смогли, потому что настал час "ч" - закрытия шлюзов на ночь. Костя ушел посмотреть, что там вокруг. Через некоторое время дети стали проситься покататься на велосипедах. А так как велосипеды надо снимать с катера и это занятие для настоящих мужчин, я предложила позвонить Косте. Но Ленка сказала, что мы в походе, а в походе телефонов не бывает, пусть ищут так. И мы отправили детей искать Костю. Через полчаса, поскольку никто так и не вернулся, я все-таки решила нарушить походное правило и позвонила узнать, как они там встретились. Однако ни там, ни где еще они не встретились. А поскольку у детей телефонов не было, то теперь уже мы пошли искать их. Смеркалось. Мы пошли по берегу в сторону, противоположную Косте. Благо дороги шли только вдоль берега, а мы полагали, что дети вряд ли пойдут искать в дебри лесные. Минут через пятнадцать быстрого шага, мы их встретили уже возвращающихся и страшно ругающихся на этих взрослых, которые уходят неизвестно куда. Мы перекусили добытым и привезенным из Москвы, запили все отличным вином, однако Костя явно голодал, и мы пошли в портовый ресторанчик, где Костя поужинал, а мы с Ленкой съели по миске клубники, в то время как дети резвились на детской площадке. Краткое содержание катера с романтическим названием Montgiscard. (а может и не очень романтическим, поскольку, что это значит, мы не знаем). Мостик капитанский - один. На мостике есть некое возвышение, где и находятся все тумблерочики-чики, которыми и осуществляется управление судном. Очень удобен для рюмок, фото и видеоаппаратуры, вязания, лоции и прочей литературы, которую читают за рулем. Кают-компания, она же камбуз, она же может переоборудоваться в спальню с двумя укладочными местами - одна. Оснащена плитой, рукомойником, холодильником некоторым количеством шкафов. В принципе мы в ней помещались вполне. Даже после того, как Ленка с Костей съездили в магазин и закупили провианта на неделю, а туалетной бумаги на всю оставшуюся жизнь, потому что Ленка из экономии, как мы уже усвоили по прошлогодней поездке, закупала все оптом. Спальня на двоих на корме с рукомойником. Отсек с двуспальной койкой и отсек с односпальной койкой. Туалет совмещенный с душем и палуба, а также крыша, используемые при перемещении по катеру и швартовке. Кажется Косте было трудновато, потому что в спальне выпрямиться в полный рост он не мог - высота помещений не превышала 180 см, пройти по коридору тоже было трудновато - плечи не проходили. Особенно это стало актуально после пары дней швартовок под палящим солнцем южной Франции, когда эти плечи заметно обгорели. Но он не жаловался и приступы клаустрофобии переносил молча. Дети были в восторге и излазили всю посудину вдоль и поперек. Кстати на детей во Франции был не сезон, и их встречалось немного, но все встреченные на кораблях дети в возрасте лет до 14 неизменно были экипированы спасжилетами. Наши же явно шокировали плавающую публику полным отсутствием оных. На второй день нашего плавания, вернее пока еще стояния в районе порта, Ленка с Костей поехали покупать поесть и сдать машину. Любители ходить по магазинам - они нашли друг-друга. И вернулись только к четырем вечера. Естественно и машину они вернули несколько поздновато с точки зрения открывшегося наконец Hertza. Поэтому с нас сняли еще 100 евро за день плюс неизвестно сколько за покарябанный борт машины. То есть это нам с Ленкой не известно. Косте-то известно, но он молчит, чтобы меня не травмировать, так что сумма я так думаю евро 600-700. А может и поболе. Зато теперь мы знаем слово франшиза и про дополнительную страховку тоже. Пока Ленка с Костей отоваривались, я успела связать рукав для будущей кофты, а потом мы с детьми решили поехать посмотреть местный замок и даже доехали практически до его подножия, однако потом дорога оказалась сильно в гору и Дашка забастовала и наша культурная программа закончилась так и не начавшись. После встречи с Hertzем Костя был зол как сокол и тут же бросился рулить и плыть в даль светлую с такой скоростью, что собственно и привело к возгоранию вышеупомянутой занавески, которую задуло на плиту встречным ветром. Вариантов, куда плыть у нас было немного - наверх по течению и вниз по течению. Ленка предложила плыть наверх, потому что километрах в 20 там находился город Каркасон, о котором было хоть что-то написано в ее справочнике по Франции. Вниз по течению ничего описанного в литературе на расстоянии доступном нам не было. Поплыли вверх. Первый день, вернее вечер, плавания был чрезвычайно насыщен, поскольку в ту сторону, куда мы поплыли, дорога была в гору и соответственно утыкана шлюзами через каждую пару километров. Но в общем это и к лучшему, потому что дало хорошую физическую нагрузку и позволило подзабыть автомобильные проблемы. Вообще-то прохождение через шлюзы в первый раз это задача нетривиальная. Это уже потом, расслабившись, день на пятый путешествия, мы на досуге почитали инструкцию. А сначала, как водится - "инструкции читают только лохи". А последовательность прохождения шлюза вверх по течению такова. Сначала нужно высадить кого-нибудь, кто не готовит обед на берег, потом дождаться, пока ворота шлюза откроются с нашей стороны и постараться вписаться в проем. В принципе, если входить в шлюз не на максимальной скорости, то даже если не впишешься максимум, что может произойти - это неохваченные спасательными средствами дети посыплются с крыши в воду, ну и наверное с обедом можно проститься. А так только легкие потрясения, от просто работы двигателя у нас ущерба было больше - периодически от тряски что-нибудь сползало со стола. Однажды это оказалась открытая бутылка вина. Но пуфик на диване был удобного бурдового цвета, и следов почти не осталось. Так о шлюзе. После того как высаженный стоит наверху, а рулящий старается подвести судно как можно ближе к стене шлюза и при этом не долбануться о нее со всей дури, третий, если таковой в этот момент присутствует на палубе пытается забросить причальный канат наверх. Иногда это получается, тогда тот, кто на берегу хватает оба чальных конца - носовой и кормовой и, изображая нечеловеческие усилия, старается удержать корабь, так чтобы он не очень бултыхался и не бился о других шлюзующихся. Поскольку поток впускаемой воды довольно мощный и, если не закрепиться может снести, хотя и не очень далеко - ворота все равно закрыты. Для удерживания концов, а проще веревок нежными женскими ручками очень рекомендуются перчатки, которые Ленка специально привезла, и которые ей Мишка специально достал. Впрочем, совершенно аналогичные можно было приобрести в порту убытия, хотя и за совсем другие деньги. Еще одним непременным атрибутом плавания является флаг. В конторе, где мы оформляли нашу лодку висели флаги разнообразных стран, которые можно было приобресть, однако Российский там почему-то не предусмотрен. Слишком мало видимо еще наших людей плавает по их каналам. Папа накануне отъезда приобрел флаг, который по размерам больше подходил на роль скатерти в нашей кают-компании. Закрепить его на флагштоке можно было, только собрав в гармошку или сложив пополам, поэтому я секвестировала его в четыре раза, а поскольку он, как известно полосатый, то это оказалась довольно трудоемкая задача особенно в условиях отсутствия швейной машинки. После того как мы водрузили российский флаг (даже два) на Montgiscard мы почувствовали сильный прилив патриотизма, не сдерживаемый даже периодическими вопросами соседей по шлюзам - а что это у вас за страна-то такая. Первые два дня были настолько насыщенны прохождением шлюзов и прочей активностью с этим связанной, что на обратном пути мы так и не смогли вспомнить, где мы вставали на ночевку. На второй день к вечеру мы обнаружили, что у нас нет воды. То есть нас предупреждали, что ее хватает на два дня, но они как бы еще не прошли, и это оказалось для нас неожиданностью. Мы успели помыть детей, после чего сами домывались Vitelем. Ну когда себе еще такое позволишь. Утром начали искать крантик на берегу, откуда берут воду и нашли его довольно быстро и залили полные танки воды, но почему-то из кранов она не текла, не смотря ни на что. Я вспомнила строжайшее указание, данное нам перед отъездом - ничего ни в коем случае не чинить самостоятельно, да мы и не хотели. И поэтому позвонили в контору, из конторы спросили примерное наше местоположение, а также направление движения и пообещали приехать к нам часа через два, поскольку сейчас у них был обед. У нас тоже должен был быть обед и, поскольку добыть воду из трюмов корабля мы не могли, то Костя поехал искать ее в ближайший населенный пункт, где и нашел ее в сортире рядом с мэрией на центральной площади города Треба. Где и встретился с Ленкой, которая пошла выбрасывать мусор, но ящики для него нашла только на той же самой центральной площади. Мы благополучно пообедали и через обещанные два часа по берегу подкатила машинка, на которой приехал ремонтник и через пол часа молчаливой работы, заменив помпу, вернул нам воду. Мы поплыли дальше по направлению к Каркасону. Решив провести там день, мы торопились продраться сквозь все шлюзы и остановились перед последним до въезда или вернее вплыва в город. На беду в этом месте с одной стороны от канала проходила довольно оживленная дорога, а с другой поднимался отвесный каменный берег, который все это шумовое оформление еще и отражал. Так что ночевка была приближенной к нормальным московским условиям. После ужина мы сходили погулять в ближайший населенный пункт, где не встретили ни одного человека и переполошили всех собак. Как только открылись шлюзы, мы пошли в Каркасон. Высадив по правилам Ленку стали дожидаться пока откроется шлюз и дождались. Почему-то после полного открытия створок выяснилось, что мы сидим на мели. Наверное, опустошающийся шлюз давал некоторое повышение уровня воды и после того, как источник воды иссяк, мы и приземлились. Костя попытался спихнуть посудину, но безуспешно. Тогда кликнул он бабку, и стали они, то есть мы вместе тянуть, то есть толкать, тут прибежала мышка - какой то французский пацан, наблюдавший за нашими упражнениями с берега, решил присоединиться, как потом стало ясно не вполне бескорыстно. Вероятно, он на таких как мы мореходах тут неплохо зарабатывает. Короче, на десятый "эй ухнем" наш корабль снялся с мели и поплыл к центру канала в соответствии с вектором приданного импульса. Мне удалось уцепиться за поручни и вскарабкаться на палубу и не растерять при этом шлепки, в которых я вылезла на берег, не очень задумываясь о последствиях, потому что хоть дети, оставшиеся на корабле и порулили некоторое время, но рассчитывать на то, что им удасться пришвартоваться не приходилось. Ленка, которая не видела наших экзерсисов, уже тосковала на берегу. Мы вплыли в портовую бухту и увидели, что все корабли пришвартованы кормой До сих пор мы швартовались только бортом и делали это уже вполне уверенно. Костя уволил меня из рулевых и стал швартоваться. Однако, как он уверял, сильный ветер не позволил ему провести задуманный маневр, и нас на глазах у изумленной публики развернуло носом к только что пройденному шлюзу и понесло обратно. Тут мы поменялись местами, я стала к штурвалу, а Костя сильными руками стал отпихиваться от уже занявших свое место в этой жизни катеров, и так можно сказать на руках мы таки подтащились к причалу. Мальчишка уже был тут и так сосредоточенно приматывал наши веревки, что стало ясно, надо платить, чтобы он не совершил чего-нибудь, за что придется расплачиваться. Получив свои два евро, он моментально улетучился. Парковка в порту была платная - 16 евро в сутки, что включало возможность залить воду, принять душ и зарядить наши электроприборы. Однако для этого был нужен удлиннитель, которого на корабле не было. Но это цветочки - удлинитель-то мы купили, а вот на соседнем судне не оказалось шланга для воды, они попросили наш поносить, но что-то у них не подошло. И как людям при этом заливаться водой непонятно. Была так же стиральная машина, в общем, полный комплект услуг для водного туриста. Основной нашей целью - была крепость, самая большая в Европе, как было написано в Ленкином справочнике. Накануне мы долго обсуждали, как мы будем добираться до замка - на велосипедах или на такси. Оказалось все проще, город в отличие от крепости был малюсеньким и пересекли мы его минут за 20. Внутри крепости находились преимущественно магазины и рестораны. Для начала мы купили описание Каркасона, причем на русском языке, потом зашли в трикотажную лавку, где Ленка купила футболки с изображением крепости, а папа нашел Дашке замечательную кофту, которая ей тут же и пригодилась, потому что было весьма прохладно. Дашке же приглянулся костюм рыцаря, и пришлось пообещать ей купить его после осмотра всего. Мы продрались сквозь сувенирные лавки к внутренней крепости и немного побродили, как и положено, осматривая древние стены и все, что в них сохранилось. Осмотр закончился скандалом. Ленка хотела сфотографировать Дашку в рост на фоне закрытого окна, тут подошел папа и окно открыл, тут подошла я и потребовала, чтобы Дашка немедленно слезла, потому что окно на уровне 4 этажа. Дашка от такой непоследовательности впала в транс, и отказалась от общения. Леха, тоже не вполне понявший, что происходит, пустил слезу, в общем осмотр удался. Потом все утряслось, и мы пошли накупили сувениров, чтобы всех утешить и поели, чтобы продолжить фотографирование на фоне древностей. Дашка скакала в купленном рыцарском костюме, периодически падала и билась надкостницей. Ветер сдувал с нее шлем и латы и мы, отсняв положенное количество пленок, удовлетворенные пошли обратно. Вечером устроили большую стирку и помойку в общественном душе. Поутру на следующий день заправились водой, и пошли на рынок за провизией. Я пошла с Костей, решив, что если они опять пойдут с Ленкой, то еще одной ночевки за 16 Е нам не избежать. Однако рынок, несмотря на расписание на столбе в этот день не работал. Костя увидел банк и решил разменять 500 евро. Почему-то деньги в поездку он взял именно в этих купюрах. Однако во Франции подобные бумажки никто не видел не только, в деревнях, но и в банке. На нашу просьбу разменять банкноту операционистка сказала, что вообще-то они таких услуг не предоставляют, но так и быть и выдала нам все 20 евровыми бумажками - крупнее в этом банке деньги только виртуальные. Загрузив трюмы, мы поплыли еще дальше вверх по течению. Поскольку на карте недалеко значились еще какие-то замки, мы, вдохновленные удачной экскурсией, решили, что торопиться больше никуда не будем, будем наслаждаться видами и ездить вокруг на велосипедах. Пришвартовавшись в месте, наиболее приближенном к обозначенным достопримечательностям мы взгромоздились на велосипеды и поехали. Тут выяснилось, что у Дашки работает только пятая скорость и минимальный подъем вызывает у нее непреодолимые трудности. И поскольку дорога была слегка в гору, двигались мелкими перебежками - папа разгонял ее, и она некоторое время могла двигаться самостоятельно. В сторону предполагаемого замка вела дорога, у которой стояла табличка - частная территория, проход запрещен. Мы решили ну и бог с ним. И поехали просто так смотреть, какая же это страна Франция и как она выглядит с велосипеда. Вообще то когда ездишь по всяческим Диснейлендам и прочим Эйфелевым башням и тихо ненавидишь человечество за его количество, Европа выглядит несколько по-другому. Более как-то заселенной. А так, если приглядеться тщательнее, оказывается, что его, в смысле человечества, совсем не так уж и много даже в самой, казалось бы, заселенной части света. И просторы, а также равнины встречаются не только на нашей бескрайней Родине. А во Французской глубинке не так то и просто повстречать живую душу, в смысле человеческую, какая-то хищная птичья душа парила над нами всю дорогу. Мы еще пофотографировали маки, выехали к каналу на один шлюз вверх по течению от места нашей стоянки и вернулись на корабль. Поскольку возвращаться нам нужно было в порт приписки, а время еще было, то мы решили быстренько сплавать в другом направлении от него, вниз по течению, благо шлюзов там не было на ближайших 50 км. Дети, первое время занятые исследованием судна слегка заскучали, мы выдали им бумагу и они, притомившиеся от судоходства, занялись изготовлением воздушного флота. В чем преуспели чрезвычайно, изведя пачку бумаги и превратив наше судно в ракетоносец. Причем ни выбрасывать ни убирать свои эскадрильи категорически не разрешали. Оставшееся время до вечера мы посвятили прохождению шлюзов вниз по течению, что было уже просто пустяком для таких опытных морских или канальных (слово какое-то не вполне) волков, так что я села на велосипед и поехала по берегу и слегка поснимала процесс со стороны. Впрочем, вдвоем все-же не очень расслабишься и мне удалось снять приблизительно следующую швартовку. Выйдя из шлюза Костя направляет корабь к берегу, чтобы забрать Ленку. И подходит довольно близко. Дети, решившие поучаствовать в процессе, бросают конец Ленке, но до Ленки он не долетает и плюхается в воду. Дети честно вытаскивают его из воды и делают вторую попытку - до берега примерно полметра - канат снова в воде. Тут из рубки выходит Костя и мощным броском таки преодолевает водное пространство - один канат у Ленки в руках. Костя идет за кормовым концом, однако за время пути корму относит от берега и Костя уверенно забрасывает конец в воду. Вылавливает его и со второй попытки закидывает его на твердь земную. Ура теперь оба конца у Ленки в руках, однако, поскольку первый она не привязала, то хоть и нету в воде трения покоя, зато есть ветер и какое-никакое течение, так что притянуть наш пароход она не могет. Костя в могучем прыжке преодолевает водное пространство и начинаются потягушеньки, которые со стороны выглядят так, как будто они собираются вытащить судно на берег причем носом вперед, поскольку его полностью развернуло поперек реки. Так что опыт опытом, но минимальное комфортное количество дееспособных на корабле должно быть не меньше трех. Особенно, если есть шлюзы. К вечеру мы доплыли до озера, то есть на карте метрах в ста от канала должно было быть озеро. Оно там и было. Мы пошли погулять на предмет, а нельзя ли искупаться, а то плывем уже неделю, а поплавать-то негде. То есть вода в канале предназначена только для судоходства, а для целей погружения бренной плоти вовсе нет. Озеро было вполне для этих целей подходящее и на противоположном берегу даже кто-то плескался, с той стороны, откуда мы подошли берег был весь вроде альпийской горки, чрезвычайно живописный, однако ко вхождению в воду не приспособленный. И мы пошли гулять дальше до пляжа. Когда пригуляли на место, на озере наступил закат, который мы засняли столько раз на три фотоаппарата, что после печати фотографий стало ясно - не многие закаты такого удостаивались. Вообще количество фотографий после этой поездки следует мерить не штуками, а килограммами, я думаю, что два-то наберется (вес нетто). На пляже уже никого не было, дети попрыгали в прибое и мы вернулись обратно, решив, что с купанием, пожалуй, повременим. Поскольку слишком "ветрено и волны с перехлестом". Дети насобирали "бриллиантов" - булыжников с вкраплениями то ли слюды, то ли кварца и наша шхуна стала напоминать сухогруз со щебенкой. Дашка нашла отвертку, которая судя по слою ржавчины провалялась у дороги уже пару лет и бросить на доржавение сей ценный трофей категорически отказалась. Вечером нашу лодку облепила мошка, которая пробиралась сквозь любые отверстия и мы поняли что судно не герметично. Особо привлекательным для нее почему то был сортир. Стекло и стол в умывальнике были покрыты слоем скончавшихся насекомых. Ленку это приводило в состояние нестояния, она все как-то пыталась бороться с нашествием, но это было совершенно впустую. Кстати, до сих пор нам не встретился буквально ни один комар и антикомариная свечка, в виде цветочного горшка, купленная в корабельной конторе в ожидании естественной в условиях близкой воды "комарильи" простаивала без дела. На следующий день шлюзов не было (первые два не считаются - так пустяки) и тут плавание приобретает сибаритский оттенок. Мы с Ленкой в основном загорали на корме, а Костя рулил, хотя занятие это в меру занудное и, учитывая отсутствие анатомического кресла в рубке - вместо него там была высокая табуретка, уведенная видимо из какого-то бара - еще и не вполне здоровое. После и хвост ломит, и лапы отваливаются. А особенно спина. Мы сидели на носу и время от времени, вскрикивая - ах, какой вид! - хватались за аппаратуру, Костя вежливо тормозил, чтобы мы успели зафиксировать, все нас поразившее. Но виды действительно были симпатичные, и попадалось разнообразное зверье, даже как-то мы увидели некое водное животное - не то выдру, не то нутрию, но увековечить не успели - она от Костиного торможения, которое на корабле сопровождается страшным скрежетом, видимо упала в обморок и утонула. У нас опять закончилась вода, но мы решили не заходить в порт Argens, в который нам все равно предстояло вернуться завтра, а заправиться где-нибудь еще. Однако что-то не складывалось, то мы не могли найти на берегу означенного на карте крантика, то оказывалось что в следующем населенном пункте вообще трудности с водой и корабли они уже много лет не заправляют, зато вина хоть залейся. Но до ванны с шампанским мы пока не дозрели, да и ванны то у нас не было. В общем, плыли мы довольно долго и уже начали беспокоиться, я даже ехала по берегу на велосипеде, чтобы не проскочить заветный источник и заодно размять затекшие от непривычного бездействия члены. Однако, кран я таки проскочила мимо, потому что там впереди был такой потрясающий мостик, что под ним непременно нужно было сфотографировать нашу шхуну - я ехала вся обвешанная аппаратурой с отснятой пленкой, засунутой, я извиняюсь в трусы, потому что ни одного кармана на мне не оказалось. Кран оказался в городке, в котором в это время происходило что-то вроде массовой распродажи ненужных вещей. Центральная улица, часть которой выходила и на набережную была уставлена, вернее, устелена старыми скатертями и покрывалами, на которых было выставлено примерно то, что у нас продают старушки у рынков. То есть такой блошиный рынок. Создавалась впечатление, что каждый расстелил у себя перед домом тряпицу и вывалил на нее все, что мешает вытирать пыль на полках. Я не видела, чтобы кто-нибудь что-нибудь покупал, хотя фланирующей публики было много. Я поехала поискать какой-нибудь магазин, но видимо люди в этом городе питаются ненужными вещами, потому что ни одного объекта напоминающего продуктовый магазин, да и вообще магазин я не обнаружила. Заправлялись мы долго, время от времени поливая детей водой, чтобы они не растеклись по палубе как медузы, потому что место, где мы стояли от солнца ничто не загораживало, а температура была градусов 30 в тени. В конце концов, танки наши заполнились и мы поплыли дальше, и, отплыв от городка, нашли тенистое место под роскошными соснами и встали на последний обед. Дети, уже завалившие палубу бриллиантами с озера и образцами местной фауны, дополнили натюрморт кучей шишек, гигантских размеров. Отобедав, долго не могли развернуться - по каналу движение, как по Тверской. А разворот на канале - это дело непростое, примерно как на Линкольне на однополосной дороге. В конце концов, вырулили на финишную прямую - нужно было проплыть обратно все пройденные сегодня километры, а главное, успеть преодолеть до 19.00 последний и единственный на данном отрезке пути шлюз. Поскольку сдавать судно нам нужно было с 8 до 9 утра, а шлюзы как раз в 9 и открываются. Мы прибыли к шлюзу в расчетное время, успешно его прошли и встали на последнюю ночевку. Основной задачей было собраться и прибраться, поскольку в договоре мы указали, что убираемся самостоятельно. Можно было бы и не убираться и стоило бы это 48 Е. Но Костя сказал, что здесь это считается дурным тоном и мы решили сэкономить 48 Е. Поэтому мы собирались и убирались всю ночевку с коротким перерывом на сон. Как-то мы успели захламить за неделю нашу посудину. Одна детская эскадрилья чего стоила. Дети усыпали берег "бриллиантами", сеном и шишками, на удивление пешеходов, прогуливающихся под местными платанами. В восемь мы стояли у причала, доскребывая и домывая. Сегодня нам предстояло доехать почти до Орлеана, что составляло километров 700-800. А для этого следовало взять машину, которая была заказана, однако как-то все непросто с арендой машин в этой стране. Обещали нам Pegout 206, что, учитывая количество багажа выглядело просто издевкой. Поэтому я уже прикидывала, как мы отправим папу с багажом на поезде малой скоростью. Хотя очевидно, что прямого поезда Нарбон (до которого еще как-то нужно было добраться) - центропарк не существовало. Учитывая опыт с такси в Марселе, мы планировали, что папа Костя и Ленка поедут на такси в Нарбон, там решат проблемы с транспортом, а потом вернутся и заберут нас, а я в это время буду сдавать наш корабль. Поэтому Костя побежал заказать такси, контора была еще закрыта, и они ему покивали из-за дверей, что он расценил как ОК. Минут через двадцать, поскольку такси не было, я предложила ему удостовериться, что его правильно поняли. Он сходил, и, действительно, никто и ничего не заказал. Костя повторил задачу, и вскоре такси прибыло и оказалось оно минивеном, что существенно упростило задачу. Потому что мы могли ехать в Нарбон все в месте, хотя и лишило нас возможности посетить еще раз тот замечательный винный магазинчик. А мы планировали. Дашку мы уговорили передать найденную отвертку в дар местной пароходной компании, однако два наиболее крупных бриллианта, весом где-то в пару тыщ карат, она взяла с собой. Костя торжественно вручил б/у флаг для повешения в конторе, заплатил за бензин, мы претаскали все наши чемоданы, саквояжи, картины, корзины, картонки в такси и отправились в Нарбон. И забыли сказать о подпаленной занавеске, меня до сих пор мучает совесть. В Еврокаре даже были люди и нам сказали, что заказанная для нас машина чистится. Мы попытались выпросить что-нибудь побольше, но нам сказали, что никаких других машин для нас вырастить не успели. На наше счастье кто-то только что сдал еще одну аналогичную машину, и мы поняли - что это и есть решение. И вероятно самое правильное. Сначала Костя хотел аредовать вторую машину на один день, но почему-то оказалось, что на три дня будет дешевле. И мы выписали аренду на три дня, а поскольку это происходило через московский туроффис, то выглядело довольно занимательно - сначала мы все обсуждаем с клерком, потом с Москвой по телефону, которая шлет факсы бочками и только после этого нам оформляют машину. Потом мы еще немного подумали головой и решили, что где три там и пять - Костя ведь как раз через пять дней собирался нас бросить, и ему как-то нужно было добираться до городу Парижу. После чего мы снова повторили весь процесс с Москвой и факсами. Наученные горьким и весьма недешевым опытом с предыдущей машиной, тут уже мы оплатили все дополнительные страховки, добились того, что в самом крайнем случае, разбив машину в лепешку, нам придется по 130 евро на машину, решили напоследок устроить с этими машинами гонки на выживание, чтобы компенсировать хотя бы моральный ущерб, нанесенный предыдущей арендой. Утрамбовав багаж в два скромных багажника, наша тургруппа разбилась на две неравные части - в первой машине ехала Ленка за рулем и я за картой, дети вместе с нами, а в кильватере шел Костя и основная масса багажа. Выехали около одиннадцати. По началу двигались мы не очень шустро - дорога была то А то N, и находилась в процессе глобальной реконструкции - через несколько дней должен был открыться ее фрагмент с мостом - самым высоким в Европе, а то в мире - на сколько-то там метров выше Эйфелевой башни. Не знаю, как ехалось бы по мосту, но со стороны он выглядел роскошно, я думаю, что желающих эффектно свести счеты с жизнью в этом месте будет предостаточно. В конце концов дорога окончательно превратилась в А и Ленка врубила крейсерскую скорость - 160. К городу Клермонт-Феррану, в котором я планировала сделать остановку на обед, дети заснули и я, купив при подъезде к нему карту, так ей и не воспользовалась. Решили перекусить чем бог послал, а вернее, тем, что в большом количестве мы захватили с кораблика и двигаться прямо в Центропарк. И приехали туда в начале седьмого. Въехали на парковку и пошли узнать, ждут ли нас тут. Они ждали, выдали ключи и минут десять препирались с Костей по поводу того, что включено в оплаченную стоимость, а что нет. То ли у мадам были проблемы с английским, то ли у нас длительная дорога что-то повредила в мозгах, но выяснить так и не удалось. Впрочем, в сопроводительных документах все было указано и вполне ясно. Бассейн - включено, за остальное надо платить допденежку. Мадам на рецепции особенно настаивала, на том, что все остальное нужно резервировать и лучше бы прямо сейчас. К сожалению, мы так и не зарезервировали ничего, и я так и не знаю до сих пор, а что же такого там нужно было резервировать, без чего не жить, поскольку из всех услуг мы там пользовались бесплатным аквапарком и платными велосипедами. Домик был замечательный. Особенно замечателен он был тем, что был предназначен для инвалидов, что значительно расширило прихожую и добавило инвалидный санузел весьма внушительных размеров, вероятно для передвижения на коляске. Так что у нас было два туалета, душ и ванная, а также гостиная, совмещенная с кухней и три спальни и внутренний дворик со столом, где мы и ели. И не только мы, а и вся окрестная живность, которой оказалось на удивление много. Стоило сесть за стол, как тут же появлялись утки, как правило, две-три, а иногда и десяток, которые оказались на редкость всеядными. Кроме классического белого хлеба, они прекрасно употребляли макароны и колбасу. Все, что не съедали утки подъедали мыши - такое впечатление, что наш стол стоял поперек их главной улицы и некоторое время наше присутствие их несколько смущало, но потом, пообвыкнув, они шастали просто под ногами. Были там также кролики, водяные курочки и прочая живность, включая муравьев, которые как-то заползли на сладенькое в комнату и устроились в нашем рюкзаке и возили мы их потом и по Франции и по Германии. Детям мы выделили отдельную спальню. Что привело к странному инциденту. В одну из ночей я просыпаюсь от Дашкиного плача, пулей лечу в их комнату и вижу следующую картину - Дашка сидит на Лешкиной кровати и рыдает в полный голос, а Лешки нигде нет. Тут подоспел папа Костя и выковырял Лешку, который мирно спал на полу между кроватями. Что у них там произошло неизвестно, поскольку на утро они ничего не помнили и от всего отпирались, а Ленка, которая спала за стенкой, даже не проснулась. Еще из архитектурных особенностей, были окна на потолке в ванной, душевой и на кухне, что создавало иллюзию включенного света, и я до последнего дня периодически пыталась выключить этот свет. В первый день приезда мы, кажется, никуда не пошли, только велосипеды получили, а на второй в основном плескались в аквапарке. Больше всех плескались Ленка с Лешкой - им все эти горочки и трубы только давай, папа как-то вяло участвовал в этом празднике жизни, в основном наблюдая за детьми, причем не только нашими. В какой-то момент Ленкина французская подруга, которой она пугала нас все время подготовки к поездке, решила воспользоваться Костиной наблюдательностью или наблюдательством и сказала своему сыну - слушайся вот этого дядю, ткнув пальцем в Костю и уплыла развлекаться. А плавалось там хорошо, благо место, хоть и не шибко большое для этого имелось - бассейн, окруженный стенками, выложенными камнем, за которыми росли вполне настоящие пальмы, монстеры и прочая зелень. Я поняла, что вот такой зимний сад я и хочу. Размерами можно поменьше, но суть та же. А вместо бассейна можно плиточку положить. Хорошенько все спланировав, я решила поискать остальных отдыхающих. Обойдя все аттракционы и никого нигде не обнаружив, я набрела на вход в реку приключений, о которой так долго твердила Ленка. По тому, как она об этом рассказывала, я чувствовала, что это развлечение не для меня. Однако на входе толпились люди с грудными младенцами на руках, и я почему-то решила, что раз им можно, то и я как-нибудь уж. Когда я наконец выплыла из всех этих приключений, отделавшись ссадиной на локте, я уже поняла в чем была ошибка моих рассуждений. Дети, особенно в возрасте до трех лет, обладают гораздо меньшей инерцией и их явно так не прикладывало об стенки, кроме того, все они были в спасжилетах. Зализав раненный локоть, я нашла-таки остальных, которые веселились, скатываясь с горок, куда мне вход был однозначно заказан. Даже Дашка, в прошлом году категорически отказывавшаяся прокатиться с малюсенькой детской горочки на Кипре, сейчас с упоением съезжала по этим ужасным и кошмарным трубам. Вообще то Ленка не зря опасалась подруги своей. Плаваю я себе, как-то, плаваю, и вдруг выходит на берег Ленка, на высокий на берег крутой, а за ней след кровавый тянется по густой траве. То есть реально вся физиономия в крови. Я тут подумала - вот тебе и река приключений. Однако оказалось, что река тут не причем, а просто спасая одного из порученных детей, когда он скатывался с какой-то горки, сброшенный любвеобильной мамашей, вопя от ужаса, Ленка так самоотверженно бросилась навстречу, что спасла его лицом, и как они вместе после этого не утонули одному богу известно. И, что характерно, никто из штатных спасателей почему то не прореагировал, хотя что называется то, что Ленке нужна была помощь "видно было по лицу" и очень ясно. Но она оказалась чертовски живучей, другая бы со сломанным носом уже где-нибудь медицинскую страховку использовала. А она - только синяк под глазом и все тут На следующий день мы решили, что должны отметиться хоть в каких-нибудь замках, раз уж находимся так близко. В пределах досягаемости были Шамон, Шенонсо, Азель де Ридо и Шамбор. Решили сначала съездить в Шенонсо, а там видно будет. Дети упирались и требовали бассейн, мы клятвенно пообещали, что как только вернемся, то сразу же туда. Ехать решили напрямки - карта двухкилометровка у нас была, но и ее не хватило, в какой- то момент мы пропустили указатель и выбирались по солнцу, с полчаса проплутав по уже совершенно местным дорогам. Но выбрались и до замка доехали быстро, на входе обнаружив пренеприятную очередь, которая к тому же еле-еле двигалась, поскольку все подъезжающие туристические автобусы проходили без нее, то есть очереди. Дети совсем расклеились, немного улучшила ситуацию предусмотрительно взятая с собой черешня. Когда брали билеты, я взяла для себя аудио-гида. Сиречь плеер с описанием всего, которое было даже на русском языке. Надо было всем брать на самом деле. Я дала немножко послушать Дашке, чтобы она пришла в себя и забыла про бассейн. Но она реквизировала устройство и я так и не знаю, о чем они там на русском языке рассказывают. По сравнению с тем, что было 8 лет назад, когда мы с Костей там были в первый раз, замок изменился мало, не было только выставки в галерее и ваз с фруктовыми букетами. Дети втянулись и уже не канючили. Однако, когда обойдя все доступные посетителям залы, мы вышли на улицу, где было за тридцать, бассейн всплыл с новой силой. Зашли в сувенирную лавку. Дашка потребовала коллекционный пистолет, он был тяжелый как кирпич, а стоил гораздо дороже. Но я как-то представила, как в новой квартире мы повесим на персидском ковре коллекцию холодного и горячего оружия, и купила, с условием, что таскать эту железу она будет сама. Теперь вот и персидский ковер покупать придется. Вот наглядный пример того, как эскалация вооружений приводит к разрядке напряженности - ребенок сразу повеселел и бодро размахивая пистолетом, поскакал смотреть последующие достопримечательности. Зашли в галерею восковых фигур, где Дашку больше всего поразили чучела птиц и зверей, в композиции что-то про охоту. Она сказала, что зачем же их было убивать, можно же было и из искусственного меха все сделать. Я вспомнила сотни убиенных папой фазанов. И промолчала. Выйдя из замка, мы поняли, что если мы хотим все еще в бассейн, то Азель де Ридо придется оставить на следующий визит. И поехали обратно, рассчитывая все-таки заехать в любимый папин Шамон. Благо он был совсем по дороге. Но по дороге же были и Cave, в которые мы непременно должны были посетить, дабы пополнить оскудевшие винные погреба. В первом была толпа туристов из опередившего нас экскурсионного автобуса, во втором хозяйка не проявила должного энтузиазма по поводу нашего прихода, и мы купили только одну бутылку. Зато в третьем, столы были уже накрыты - ждали только нас. А мы тут как тут. Детям выдали ящик с игрушками, а нас под белы рученьки да за накрытый стол, да душераздирающую историю про произрастание винограда на различных почвах на любом языке, кроме, правда, русского. Мы и растаяли, и купили, и как всегда самого дорогого, и по две, по четыре теперь уже сладкого, да шампанского, то есть, пардон, игристого. Само собой с дегустацией, что в отсутствии обеда жизнь очень преображает. Светлит и радостит. Так просветленные мы доехали до Шамона и быстро его и его конюшню осмотрели, потому что он уже закрывался. И снова в бассейн устремились. Однако за время пути, стало ясно, что в бассейн зайти мы может и успеем, но только зайти, потому что раздеться, или, к примеру, поплавать это уж нет. Ленка запаниковала, потому что договор есть договор, а посещение Cave за форсмажор вряд ли сойдет. И предложила детям завтра сходить в бассейн три раза. Почему-то это звучит убедительней, чем, например, обещание провести там целый день. "Мелкого, но много." И они купились, хоть и не сразу. И назавтра мы уплескались, унырялись и укатались так, что Дашка третий обещанный раз даже проигнорировала, отдав предпочтение любимой карусели, где прокатилась на всем, включая гусей и свиней. В дневное посещение разразилась гроза, вокруг громыхало, по куполу стекали потоки воды, навевая воспоминания о Трансвааль-парке и размышления о высоком качестве строительства во Франции. Этот день был посвящен фотографированию - под, на и над водой. Купленный Ленкой фотоаппарат для подводных съемок оказался, как выяснилось в результате печати фотографий, очень даже неплохим средством. Ленка все пыталась фотографировать с погружением, то есть ныряя и сама, но это сильно усложняло процедуру и последние фотографии, оказавшиеся вполне приемлемыми мы снимали просто опуская фотоаппарат в воду, приблизительно прицелившись. Под вечер у меня в фотоаппарате села батарейка и поэтому для фиксации особо крутых моментов на реке приключений мне нужно было забрать Ленкин фотоаппарат и снять их снаружи. Просто детектив какой-то - в заранее назначенное время нужно было подойти в назначенное место, забрать спецприбор и снять спецобъекты практически из засады . Дашка сказала, что уж завтра она пойдет в бассейн три раза, и была безмерно огорчена, узнав, что это невозможно в связи с отъездом. Однако один раз мы все-таки успели сходить и дофотографировать все еще не запечатленное. Мы простились с Костей с этого момента наши пути расходились - он улетал в Москву, а по дороге рассчитывал заехать на какое-то мероприятие в Париже. Для чего долго с вчера готовился, размышляя, что уместнее - сандалии или кроссовки. Оказалось, что все равно, поскольку в этот день случилась пятница и до Парижу то он доехал, но далее по нему передвигаться оказалось невозможно. И пролетев, практически, как фанера над Парижем, он с трудом успел на самолет. К тому моменту, когда он, наконец добрался до аэропорта и сдал машину, все желающие улететь в том же направлении уже зарегистрировались, в связи с чем его облагодетельствовали местом в бизнесклассе. Что было весьма кстати, поскольку после дележки багажа, хотелось чтобы он увез с собой все легкое и объемное (мне досталась библиотека, которую Костя взял по моему недосмотру в поездку, видимо он полагал, что мы его сложим на корме и он окромя как почитать ничего не совершит, а так же приобретенный в Шенонсо пистолет), но компьютер, и четыре бутылки вина обеспечили папе перегруз килограмм в десять. А в бизнесскласс его пустили и даже не обратили на это внимания. Ну а мы двинулись в направлении Германии. По дороге ничего особо выдающегося не произошло - дети препирались по поводу того слушать или не слушать магнитолу. В текущей машине был только сидюк и мои запасы кассет оказались бесполезны, а Ленкиных дисков хватило на полдороги. Мишелиновскую карту Германии мы купили еще во Франции, поскольку надо было знать, хоть в каком направлении двигаться после пересечения границы. Граница с Германией была даже отмечена кпп, но мы не заинтересовали пограничников - видно годы уже не те. И где эти хваленые немецкие дороги, воспоминания, о которых живут еще с советских времен? По сравнению с Французскими это так себе, проселок. Нашли город Руст, у съезда с автострады уже был указатель "Европа-парк". Поскольку городочек на карте выглядел незначительным, решили карту не покупать, а искать гостиницу по указателям. Нашли. Я судорожно пыталась вспомнить, хоть какие-то немецкие слова, поскольку хозяин гостиницы одновременно выполнявший роль ресепшн говорил только по-немецки. Сначала это удавалось плохо, но к концу поездки я уже вполне сносно могла объясниться с персоналом гостиниц и прибегала к английскому только в критических ситуациях. При разгрузке мне удалось так удачно прищемить палец дверью, что он опух и посинел буквально на глазах. Я попросила лед, и мне выдали пластиковый запаянный пакетик со льдом и тряпочку. Так я и ходила, и в ресторан тоже, где у меня периодически пытались ее отнять, думая вероятно, что она оставлена кем-то из протиравших стол. До сих пор мне интересно, для чего они эти пакетики используют кроме прищемленных пальцев. В отеле не оказалось лифта, а мы жили на третьем этаже. Очень удачно мы отдали мой чемодан с библиотекой имени Кости гостеприимному хозяину, и дяденька чуть не надорвался его поднимая. После чего сразу ретировался и остальные шмотки мы таскали сами. Когда отгоняли машину на стоянку, оказалось, что с другой стороны гостиницы протекает река с лебедями и лебедятами. Очень живописно. Поужинали в ресторане. Комната у нас была одна на четверых и без кондиционера. Что при стоявшей жаре было не клево. Окна выходили на улицу. Казалось бы, ну кто в этом микрогородишке будет ездить. Ан нет, всю то ноченьку мне спать было невмочь, складывалось такое впечатление, город полон рокеров, шастающих именно под нашими окнами. Развлечения у нас началось с вечера, и первым аттракционом был вырубившийся в городке свет. Самое обидное было то, что свечку я оставила в центро-парке, чтобы не таскать лишнюю тяжесть, решив, что больше она нам не понадобится. Но у Ленки были плавающие свечи, а у меня захваченные из какого-то отеля спички, так что когда хозяйка в ночной рубашке принесла нам свечку, то была очень удивлена. С утра позавтракали и пошли в парк, благо идти до него было минут 10. Одним из первых аттракционов был паровозик, ездивший по кольцевой по всему парку. И мы уехали на противоположный конец и начали развлекаться с дальней от входа стороны парка, что оказалось, хотя и случайно, но разумно, поскольку народ, судя по всему, проходил мероприятия последовательно. Самым неудачным было то, что наступили выходные, и соответственно этого народу было значительно больше, чем в прочие дни. С другой стороны после прошлогоднего августовского Диснейленда нам уже никакие очереди нестрашны. Наблюдения, сделанные во всех посещенных парках позволяют построить некую классификацию аттракционов. Первое деление - шоу и непосредственно аттракционы. Ну шоу они и в Германии шоу, а вот аттракционы можно поделить на те, где ты что-то делаешь и где что-то делают с тобой. Перечень и тех и других в принципе не слишком длинен. К первым можно отнести различные стрелялки - пулями, водой, мячиками и т.д. и водилки - машины, лодочки да и все, пожалуй. А вторые делятся во-первых на водяные и неводяные. Во-вторых на те когда тебя крутят (карусели разного толка или чашечки) или везут в разных плоскостях и направлениях, причем эти тоже можно поделить на те, когда везут ради скорости и еканья в груди и те, где при этом еще что- то и показывают. У нас сразу выделились предпочтения - Дашку больше интересовали шоу, водилки и посмотреть. А Лешка с Ленкой предпочитали, чтобы екало. Дашка иногда составляла им компанию по еканию но не сильному а до 110 см. В Европа-парке градация по допустимости аттракционов по росту и по возрасту. То есть например от 110 см и 6 лет. Или от 140 см и 8 лет, или наоборот до 110 см. и 7 лет. Ну вот Дашкин максимум ограничивался от 110 см и 6 лет, а я туда уже не рисковала, слишком громко у меня екает. Парк разделен на зоны по странам, в которых, видимо, сгруппированы аттракционы наиболее, с точки зрения создателей парка отвечающие духу страны. Так в России, оказался поезд через Снегурочку, в вольном переложении неизвестно кого, домик a la Russ, где сидели вполне русские добры молодцы и что-то там выпиливали и раскрашивали, а также ваяли на гончарном круге. Дашка немедленно потребовала глину и себе, но оказалось это только посмотреть. А также станция Мир, которая была тоже только посмотреть. В общем, мы с Дашкой пересмотрели все шоу, только вот на варьете так и не сходили - в последний день опоздали. Дашка расстроилась до слез. Из шоу самым шоу был гладиаторский бой, такой условно гладиаторский, потому что там и на конях и на колесницах и огонь какой-то полыхал, шоу одним словом. Это было в Италии, там же оказалось Фламенко и почему-то шоу попугаев. Из аттракционов мне больше всего понравилась пещера с динозаврами - просто парк юрского периода. В прошлом году Дашка бы там в обморок, наверное, грохнулась, а сейчас нет, с большим удовольствием мимо всех этих рычащих гадов, и даже несколько раз. А еще мне очень нравятся детские площадки - глобальные сооружения с горками, лесенками и различными развлекушками типа веревочных сеток или качелей из покрышек. Поражает, как при всей огромности и многообразии им удается еще и безопасность соблюсти. Дашка пленилась пещерой сокровищ и даже не столько самой пещерой, где гномы, что-то добывали в поте лица своего, сколько магазином, который являлся как бы логическим продолжением пещеры, где продавали всяческие яшмы и ониксы в разнообразном оформлении. То это сундучок с сокровищами, то пособие для школьного кабинета географии, то бабочка на камне. Мне больше нравились пособия, а Дашке сундучки с бабочками, поэтому мы купили и то и другое и еще массу всякой ерунды. Дашка поклялась, что свои "бриллианты", привезенные с канала она торжественно возложит на какой-нибудь газон, иначе перегруз нам был бы обеспечен. Ленка планомерно обходила все аттракционы, все тщательно помечая на карте. Мы послушно влеклись следом, посещая все в соответствии с вышеуказанными ограничениями. Дети потребовали раскрасить лица. Ленка долго упиралась, но на второй день сломалась, и ей так понравился Лешка в образе "пантеры", как было указано в прейскуранте, хотя по моему он больше был похож на мышонка, что в последний день она и сама раскрасилась в "пантеру" и меня уболтала, так мы проходили весь день и долго думали ехать ли так в Леголенд или все же умыться. Умылись. Решили что, если вдруг остановят, то вряд ли узнают на фотографии в правах. В понедельник - последний день нашего пребывания в Европа-парке народу было действительно значительно меньше, однако и сервис слегка подсократился - уменьшилось количество шоу (из-за этого мы на варьете и не попали) и других мероприятий, почему-то перестали продавать воду. На понедельник было намечено посетить недопосещенное в предыдущие дни в связи с чрезмерным количеством народу, но поскольку это были в основном "екалки", то мы с Дашкой прошлись по всяческим Снегурочкам, Бамбино и прочим кукольным паровозикам и лодочкам, и закупили еще немного камней. А Ленка по моей просьбе прокатилась на аттракционе с названием типа супер- стар, который возвышается надо всем парком и выходит далеко за его пределы - такая американская горка, на которую, я не пойду никогда и ни за что. В том смысле, что вряд ли кто-нибудь мне предложит достойную цену. Но вышла оттуда разочарованная - видимо екало там значительно меньше, чем должно было бы, судя по размерам сооружения. Следующим по плану был Лего-ленд. Мы опять таки жили в городке рядом с парком, но теперь уже до него нужно было добираться на машине. Остановились в отеле Mercury, в отелях этой сети мы уже жили, кажется, в Тревиле. Здесь нам повезло, наконец-то у нас были совмещенные комнаты - то есть соседние, с дверью между номерами, что было очень актуально, поскольку магнитные ключи периодически не срабатывали, а так вероятность попадания в номер увеличивалась вдвое. В отеле был подземный гараж по 6 Е за ночь, причем при въезде автомат выдавал жетончик и его можно было оплатить либо на ресепшн, либо прямо в гараже в автомате. Отель был интересен тем, что в холле первого этажа по вечерам собирались футбольные болельщики и смотрели телевизор - вероятно из экономии, чтобы не платить за канал, а может и так за компанию и рядом игроки в карты. Первые естественно мужчины, вторые дамы пенсионного возраста. Очень нетривиальный контингент для отеля рядом с детским парком развлечений. Поскольку в отеле не было ресторана, мы пошли в город в поисках пищи, и по дороге нашли скульптурную композицию, из двух свиней. Я думала, что Дашка вспомнит о волшебном кабане, но видимо, разочарование во Флоренции убило в ней веру в этакие чудеса. Она весело посидела верхом на свиньях и мы пошли дальше. Нашли симпатичный ресторанчик и заказали блюдо с морскими гадами - во Франции же ни разу в ресторан не сходили - для чего я только зубы вставляла. Я все хотела разменять 500 евро - во Франции это практически невыполнимая задача, здесь официант не моргнув глазом принес сдачу. Кстати, в Германии везде есть пододеяльники и мой, пригодившийся нам на катере, здесь оказался ни к чему. Леголенд оказался самым маленьким из посещенных нами парков, но впоследствии Дашка сказала, что он ей понравился больше всего. Самое первое впечатление - кругом фигуры в рост человека из Лего. Мы постарались их увековечить на фоне детей, то есть детей на фоне фигур. Самих аттракционов - немного и единственный запомнившийся мне это чашечки в стиле Лего, которые вращались с такой дикой скоростью, что стало нехорошо не только мне, но и всем нашим любителям острых ощущений. Кроме того, создалось такое впечатление, что нас там забыли и мы открутились если уж не три, то два то сеанса точно. В общем, повторить никто не захотел. Дашке больше всего понравились машинки. Не просто автодром, а размеченная площадка, с дорожными знаками и светофорами. Детей туда пускали с 7 лет, и детей там даже спрашивают - сколько тебе, мол, деточка, лет, но поскольку по-русски персонал не обучен, то детям даже врать не пришлось, я сама справилась. Дашка была единственная девочка. Сначала их сфотографировали - на права, причем просили сказать "спагетти"( вернее в немецком варианте шпагетти), должно быть это провоцирует улыбку, потом был инструктаж - на немецком, поэтому меня взяли, как переводчика. Вообще то родителей туда не пускают. Потом детей посадили в машинки, и они поехали, видимо в машинках есть газ, тормоз и руль, кроме того, нужно было рукой показывать направление поворота. Судя по напряженным лицам детей, ощущения у них были приблизительно такие же, как и у любого в первый раз севшего за руль, причем не на площадке, а сразу в городе. Еще одним аттракционом была фабрика по производству Лего. Ну, понятно, не совсем чтобы фабрика, но очень похоже, некоторые автоматы, например упаковщики, вполне вероятно настоящие. На выходе стоял главный автомат - нажимаешь на рычаг - вываливается блок Лего с сувенирной надписью. Дашка, которая никогда Лего не увлекалась, однако живет по принципу - "веревочка? - и веревочка в хозяйстве пригодится", жала до тех пор, пока я ее не тормознула с мыслью, а ну как за это еще и платить придется. Лешка, по инициативе которого мы собственно и оказались в Лего ленде, скромно взял один блок, но увидев Дашкины масштабы тоже захотел большего и мы оторвали их от волшебного рычага, только указав на полки магазина, которые начинались сразу за выходом с фабрики. Так что платить пришлось именно здесь. Дашка накупила человечков, цветочков, а я набрала каких-то других деталек, просто на всякий случай - нужно же куда-то этих человечков ставить. Потом не удержалась и купила уже собранный домик, который продавался на вес. По крайней мере, хоть что-то можно будет собрать гарантированно. Периодически мы заходили в сувенирные лавки, где я купила н-ное количество футболок Дашке, что-то меня прорвало, потом еще и сувенирные футболки с надписью Леголенд для наших самых мелких детей, но где-то этот пакет посеяла, там же был и выпрошенный Дашкой наборчик для девочек. Лего, вообще, девочек не очень балует, а тут вот оказалось и что-то специфически феминное. И мне пришлось его уже в Москве восстанавливать. А вот с футболками простились навсегда. Еще я купила пару поролоновых мечей для терапевтических целей. Все остальные аттракционы были представлены в соответствии с предложенной мной выше классификацией, естественно в Лего-дизайне. Мы откатались и открутились повсюду в согласии с личными пристрастиями. Поели в кафе, где картошку подавали в виде лего-блоков и запечатлели построенные из лего-блоков виды Германии, Швейцарии и Голландии, почему-то местные легостроители ограничились этими территориями. Наиболее тщательно мы изучали аэропорт Мюнхена, из которого на следующий день нам предстояло улетать. Поскольку аттракционы в парке закрывались в 17.00, мы пробыли до закрытия и поехали в Мюнхен. Еще весной мы договаривались с Датке, что приедем к нему в школу, посмотреть, как у них там проистекает учебный процесс. Собственно под это и ночь в Мюнхене заказали. Но, оказалось, что у них не совсем чтобы Монтессори, а так - с элементами. Ко всему я потеряла бумажку с его телефоном, так что встреча не состоялась. Поселились в гостинице, где естественно не было ресторана, да мы и не собирались. Купили в ближайших забегаловках картошку и пару салатов и поужинали в номере. В нашем расселении прослеживалась некая закономерность - у Европа парка мы жили в одной комнате, у Леголенда - в двух смежных, а здесь номера оказались на разных этажах. После внимательного изучения мы выяснили, что ленкин номер сантиметров на 10 больше и ужинали у них. Запивая картошку с салатами вином из бутылки, открытой еще на корабле, которая оказалась со сладким вином. Как я впоследствии выяснила из подаренной мне книги "Вина Франции" - это было вино, которым и гордится тот регион, а мы в простоте душевной этого не оценили и вино так и осталось недопитым. Самолет у нас был в 12.25, машину следовало отдать в 10.00 , на стоянке у отеля можно было стоять до 9 - после бесплатная эвакуация. Так что все складывалось как по расписанию, только вот ни посмотреть Мюнхен, ни произвести глобальные зкупки, на которые рассчитывала Ленка не удалось. Мы доехали до аэропорта, виды которого нас так смутили в Леголенде и следуя бинарным указателям типа "в одну сторону - Люфтганза, в другую - все остальное" доехали до сдачи машин. Машину у нас приняли, покарябанный бампер не заметили, и мы пошли искать самолет. Я спросила у молодого человека принявшего машину, куда же нам дальше двигаться, поскольку указателей на Россию тут не было. Он спросил, а куда нам надо - на Люфтганзу? Я сказала, что скорее всего туда, где паркуется Аэрофлот, он ответил, что мы уже и так в аэропорте, я попыталась донести до служащего, что кроме Люфганзы есть и другие авиакомпании, но кажется он так и не поверил. В общем, мы старались идти прочь от Люфтганзы и таки нашли табло, где были указаны и другие рейсы. Времени было навалом, и мы обошли все магазины до паспортного контроля, потом после паспортного контроля, потом еще раз. Ленка хотела купить Лешке часы Swotch. За границей они оказались на 2 Е дешевле, чем перед, но выбор был значительно меньше. Я решила, что если Дашке подарить часы, может она и время научится определять и попросила купить и Дашке. Ленка купила, причем к Лешкиным часам прилагался цыпленок, дети так закудахтали над ним, что продавец растрогался и выдал Дашке еще одного цыпленка. Что дало детям занятие и на оставшееся ожидание и на полет. В одном из магазинчиков русскоговорящая продавщица сообщила нам, что основную их выручку делают Руссо-туристо, и посетовала, что сегодня их маловато. Но Ленка и в одиночку может много, нерастраченная покупательная энергия, летние скидки и привычка смотреть в будущее побудили ее купить помимо шоколада оптом еще и хрустальную звезду на новогоднюю елку от Сваровски. В общем, отдых удался. 19